Труды КНЦ вып.124 (ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ вып. 5/2014(24))

Модель категории пользователей В работе [3] предложен подход к определению категории пользователей, основанный на эмпирическом наблюдении о различиях в способах классификации одних и тех же понятий людьми с различными ментальными стереотипами. Формально это различие описывается для каждой категории пользователей множеством идентифицирующих атрибутов понятия предметной области. Пусть С - некоторое множество понятий, U - множество пользователей. Множество атрибутов концепта с обозначим следующим образом: А (с ) = {а (с )і}, а ( с ) і е С , і = 1 , N C . Упорядочив множество атрибутов по убыванию степени их значимости для пользователя и, получим последовательность, характеризующую его представление о данном концепте: А\с) = {аит , 1 = Щ : а \ с ) У а \ с ) ^ \ / i < j , и где ^ - отношение, задающее значимость атрибутов для пользователя и; a q f b означает, что «для пользователя и а не менее значим, чем Ь». Также можно определить группу пользователей, имеющих схожие представления о понятиях из некоторого множества С. Назовем подобную группу пользовательской категорией к- го порядка на множестве концептов С, и определим ее следующим образом: U kc = { и { а и( с ) {} = { а и ( с ),} , / = 1 ,А ;,Ѵ сеС , \/u'<=Ukc ) . Модель навигационного интерфейса Назначением пользовательского интерфейса ресурса является обеспе­ чение доступа человека к информационным элементам, образующим ресурс. Такой доступ в современных ИС реализуется двумя путями: 1) С помощью поискового механизма, позволяющего выбрать инфор­ мационные элементы, удовлетворяющие заданным пользователем критериям. Будем называть интерфейс такого типа «поисковым». 2) С помощью некоторой навигационной структуры, реализующей функцию каталога. Назовем такой тип интерфейса «навигационным». Навигационный интерфейс, как правило, представляет собой некоторую иерархическую структуру, группирующую все множество информационных элементов системы в разделы. Используя подобную структуру, пользователь может удовлетворять собственные информационные потребности, которые слабо определены («меня интересует что-либо похожее на...») или не определены вовсе («какая вообще информация доступна в пределах данного ресурса?»). Опыт использования крупных информационных систем показывает, что чем в большей степени навигационная структура интерфейса соответствует структуре понятий ментальной модели пользователя, тем выше субъективное качество навигации, определяемое затрачиваемым временем на поиск интересующей пользователя информации и релевантностью его результатов [4]. В работе [3] авторами предложен формальный критерий качества навигационной структуры интерфейса. Критерий основан на предположении о 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz