Труды КНЦ вып.23 (ОКЕАНОЛОГИЯ вып. 4/2014(23))
ского института охраны природы, Зоологического музея Университета Осло, Центра исследований для экологического моделирования (CREEM) при Университете Сент-Эндрюс (Шотландия, Великобритания). Методика данного авиаучета приведена в ряде работ (Оценка ..., 2004; Estimatimg ..., 2009). На нескольких небольших островах и в фьор дах Шпицбергена, где плотность медведей была достаточно высокой и ландшафт позволял проводить учет без значительных усилий, был при менен не выборочный, а полный авиаучет. За исключением фьордов, большая часть Западного Шпицбергена была исключена из учета, так как предполагаемая плотность медведей там была очень низкой. Все осталь ные крупные острова Шпицбергена (кроме островов Медвежий и Надеж ды, находящихся далеко от кромки льда в этот период) и ЗФИ были по крыты сетью систематических учетных маршрутов с интервалом 3 км. Эти маршруты пролегали через острова и прилежащие участки моря. Таким образом, каждый маршрут пролегал через остров, включая ледни ки, и продолжался над морем до тех пор, пока оно было покрыто припай ным или дрейфующим льдом. С помощью GPS-приемника отмечались точки перехода от одного типа местообитания к другому (земля, ледник, море). В районе кромки льда между Шпицбергеном и ЗФИ расстояние между учетными маршрутами составляло 9 км (рис. 7). 82° 80° 78° 20° 30° 40° 50° 60° Рис. 7. Схема движения НИС "Lance” и расположение учетных авиамарш рутов в районе ледовой кромки Данные спутниковой телеметрии показывали, что самки белых мед ведей редко уходили далее 200 км от кромки льда в этот период года. В связи с этим участники полетов на вертолете старались покрыть учетными маршрутами район до 200 км вглубь зоны дрейфующего льда от кромки. 279
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz