Труды КНЦ вып.23 (ОКЕАНОЛОГИЯ вып. 4/2014(23))

ского института охраны природы, Зоологического музея Университета Осло, Центра исследований для экологического моделирования (CREEM) при Университете Сент-Эндрюс (Шотландия, Великобритания). Методика данного авиаучета приведена в ряде работ (Оценка ..., 2004; Estimatimg ..., 2009). На нескольких небольших островах и в фьор­ дах Шпицбергена, где плотность медведей была достаточно высокой и ландшафт позволял проводить учет без значительных усилий, был при­ менен не выборочный, а полный авиаучет. За исключением фьордов, большая часть Западного Шпицбергена была исключена из учета, так как предполагаемая плотность медведей там была очень низкой. Все осталь­ ные крупные острова Шпицбергена (кроме островов Медвежий и Надеж­ ды, находящихся далеко от кромки льда в этот период) и ЗФИ были по­ крыты сетью систематических учетных маршрутов с интервалом 3 км. Эти маршруты пролегали через острова и прилежащие участки моря. Таким образом, каждый маршрут пролегал через остров, включая ледни­ ки, и продолжался над морем до тех пор, пока оно было покрыто припай­ ным или дрейфующим льдом. С помощью GPS-приемника отмечались точки перехода от одного типа местообитания к другому (земля, ледник, море). В районе кромки льда между Шпицбергеном и ЗФИ расстояние между учетными маршрутами составляло 9 км (рис. 7). 82° 80° 78° 20° 30° 40° 50° 60° Рис. 7. Схема движения НИС "Lance” и расположение учетных авиамарш­ рутов в районе ледовой кромки Данные спутниковой телеметрии показывали, что самки белых мед­ ведей редко уходили далее 200 км от кромки льда в этот период года. В связи с этим участники полетов на вертолете старались покрыть учетными маршрутами район до 200 км вглубь зоны дрейфующего льда от кромки. 279

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz