Труды КНЦ вып.23 (ОКЕАНОЛОГИЯ вып. 4/2014(23))

ориентированного управления хозяйственной деятельностью в пределах этих территорий. Пока это больше касается прибрежных континентальных зон. Однако в связи с прогрессирующим освоением Арктики этот тезис стано­ вится все более актуальным и для отдаленных арктических архипелагов. Уже к настоящему времени в международной хозяйственной прак­ тике складывается “резерватный” тип хозяйственно-экономического исполь­ зования таких территорий, который имеет в основе организацию на архи­ пелагах и прилегающих к ним водах морских охраняемых территорий (Об особо ..., 2009). Такой тип хозяйственного развития высокоширот­ ных областей Арктики в качестве одного из элементов экосистемного управления подразумевает исследование и защиту качества окружающей среды архипелагов (Тишков, 2005; Ecosystem ..., 2009). Местные и удаленные источники загрязняющих веществ. Высоко­ широтный арх. Земля Франца-Иосифа (ЗФИ) удален от основных источни­ ков техногенного загрязнения и мало освоен. Хозяйственная деятельность на суше и прилегающей акватории слабо выражена. Однако на некоторых островах наблюдаются следы былой военно-хозяйственной активности в виде брошенной техники и многочисленных площадок хранения горюче­ смазочных материалов. В настоящее время эти объекты превращаются в источник неконтролируемого загрязнения суши и акватории нефтепро­ дуктами и полихлорбифенилами. Расположенный западнее, также в границах Баренцева моря, арх. Шпицберген относится к числу исторически наиболее освоенных в Арктике. На самом крупном из островов - Западном Шпицбергене - расположено нескольких урбанизированных поселений и существует промышленное производство, в частности: шахтная добыча каменного угля; порты Баренцбург и Лонгийр; аэропорт. Очаг хозяйственной активности на ост­ рове является для высокоширотных районов Баренцева моря источником воздушных выбросов теплоцентралей, шахтных газов, угольной и мине­ ральной пыли от промышленного производства и от выветривания горных пород, содержащих уголь. Эти загрязнители могут переноситься на дальние расстояния в соответствии с господствующими направлениями ветровых потоков (розой ветров), в том числе и в южном направлении, к материку, в зимний период (Ильин, Громов, 2011; Результаты ..., 2013). На акватории Баренцева моря круглогодично ведется активная хо­ зяйственная деятельность. В высокоширотных районах моря хозяйствен­ ная деятельность связана, прежде всего, с рыбным промыслом и, отчасти, с транспортным судоходством по трассе Севморпути. На рыбном промысле в море постоянно находятся десятки судов рыбодобывающих компаний. Это дополняет техногенную нагрузку на мор­ скую среду. Но наиболее значимая часть транспортных потоков формиру­ ется в южной части морского региона, на участке от Карских Ворот до Мурманска (Ильин, 2009). Таким образом, в условиях малой интенсивной хозяйственной дея­ тельности в окрестностях архипелагов основным фактором загрязнения 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz