Труды КНЦ вып.22 (ЭНЕРГЕТИКА вып. 3/2014(22))

- построенным энергоблокам гарантируется приоритетная загрузка после ввода в эксплуатацию; - платежи потребителей за электроэнергию обеспечивают не только возмещение затрат на производство, но и ускоренную амортизацию капитальных вложений (15 летвместо 35), а также прибыль накапитал, рассчитаннуюисходя из ставки 14%годовых; - электростанции, не прошедшие конкурентный отбор мощности (КОМ), но продолжающие работать в вынужденном режиме, получают компенсации всех затрат с рынка мощности; - рост цены на органическое топливо (условно-переменные затраты) автоматически и в полной мере возмещается потребителями (маржинальная нерегулируемая цена), существенноувеличивая прибыльность ГЭС; - цена для всех электростанций устанавливается на уровне цены самого затратного генерирующего объекта, получившего допуск к выработке электроэнергии, обеспечивая дополнительнуюдоходностьАЭС и ГЭС. Необоснованно высокие инвестиционные затраты привели к избыточности генерирующей мощности (товара инвестиционного рынка), что, в свою очередь, на потребительскомрынке вызвало избыточныйросттарифов [8]. RAB-тарифы в российской действительности, в самом деле, оказались привлекательными для инвесторов, однако потребители столкнулись со значительным ростом тарифов без какой-либо надежды на их снижение в долгосрочной перспективе. Поэтому в ближайшие годы ограниченные инвестиционные ресурсы предполагается концентрировать на направлениях максимальной отдачи, исходя из принципа обеспечения надежностии внедрения квазиконкурентной среды (бенчмаркинга) [9]. Такая модель рынка привела к значительному росту тарифов. Думается, что это связано не столько с тем, что не удалось достигнуть «совершенной» конкуренции, сколько с фундаментальным свойством рынка - стремлением к максимизации прибыли с использованием любого благоприятного положения, т.е. в данном случае желанием получить «дополнительную» прибыль вследствие завышенного прогноза роста ВВП и спроса на электроэнергию. В конце 2012 года российские внутренние цены на электроэнергиюв промышленности сравнялись с ценами в США. Как и предполагалось [10], в этих условиях российские холдинги, производящие энергоемкую продукцию, начинают планировать развитие собственной генерации (распределенной или автономной). Отсюда следует, что стимулирование энергосбережения в России путем повышения цен на энергоносители до уровня мировых вряд ли оправдано, поскольку может тормозить процесс модернизацииэкономики. Это относится и к введению социальных норм на потребление коммунальных ресурсов, прежде всего электроэнергии, поскольку потребление электроэнергии домохозяйствами в России и так невелико (рис.5). В этом случае целью является не столько экономия индивидуальных потребителей, сколько снижение затрат на перекрестное субсидирование (тарифы для населения на электроэнергию ниже тарифов для промышленности). Между тем, для бытовых потребителей естественным ограничителем является недостаточная установленная мощность внутридомовых электросетей в многоквартирных жилых домах (МКД), построенных несколько десятилетий тому назад. Это обстоятельство не позволяет в полной мере обеспечить технологическое присоединение современного набора бытовых электроприборов (холодильник, стиральная и посудомоечная машины, электрочайник, микроволновая печь и др.). Поэтому энергосбережение потребителей (уменьшение спроса) должно стимулироваться увеличением спроса (снижением цен) на бытовые приборыменьшей потребляемоймощности. 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz