Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))
под именем Лаурукайнен, приводит, в частности, М.Кастрен, в записях которого саамский проводник предстает как борец с русскими9, карелами и чудью [Кастрен, 1860: 14-15]. В финском и карельском фольклоре были известны предания о роде саама Пэйвио, который крестился и прославился как борец за христианство [Там же: 10-11]. У Пэйвио было три сына, каждый из которых был наделен определенным чудесным качеством: Олаф был силач, Исаак - стрелок, Иоганн - колдун [Там же: 11]. В фольклоре кольских саамов также фигурируют отдельные сюжеты преданий об этих братьях-богатырях, однако из трех братьев остается только два: Юлоф (Кузьма) и Иван [Харузин, 1890: 370-371]. Возможно, к сказаниям о героических сыновьях Пэйвио также восходят рассказы о братьях Лейнах, записанные Н.Н.Волковым [Волков, 1996: 62] (как вариант - об одном богатыре Лейне [Керт, 1961: 44-47]). У В.И.Немировича- Данченко и А.Л.Ященко встречаются сходные сюжеты о борьбе трех братьев- богатырей с чудью10 [Немирович-Данченко, 1877: 204-205; Ященко 1892: 30]. В различных вариациях немногих саамских сюжетов о героях фигура богатыря может замещаться нойдой или просто безымянным саамом. Многие предания сохранили имена саамских борцов с чудью, являвшихся, вероятно, реальными личностями, что также свидетельствует об исторической основе героического эпоса у саамов. Среди таких героев встречаются имена богача и колдуна Максима [Харузин, 1890: 365], Михайлы [Там же: 365-366], Няла (родоначальника рода Егоровых) [Там же: 366-368]. Предания о принятии христианства Разновидностью исторических преданий у кольских саамов являются устные рассказы, относящиеся к первым временам крещения. Аналогичные сказания существовали и у скандинавских саамов, принявших лютеранство. В Финляндии и Карелии был распространен сюжет о том, как некий саам (в записях М.Кастрена - отец трех братьев-богатырей Пэйвио, у Д.Н.Островского - герой-силач без конкретного имени), боготворивший камень, разочаровался в язычестве, бессильном помочь ему в лове, и крестился в христианство, после чего ему была ниспослана удача в промысле [Кастрен, 1860: 10-11; Островский, 1889: 10]. Среди кольских саамов сохранились предания о первом саамском крестителе преподобном Трифоне11 и его борьбе с язычниками и идолами. 9 Считается, что под русскими в данном случае подразумевается не этническая группа русских, а крещеные карелы. 10 Младшего брата в этих рассказах убивают, старшего, преданного женой, уводят в плен, где он живет у короля чуди в почете и уважении. Жену наказывают сами враги, убивая как предательницу. 1 В одном предании преподобный Трифон воспылал гневом против идола, перекрестил его, и крест запечатлелся на скале. Колдуны, которые несли жертву к камню, сами окаменели. Летом трава зеленеет на их плечах на месте жертвы, которую они несли [Островский, 1889: 10-11]. В другом сказании языческие колдуны назло крещеным саамам вздумали запереть Печенгский и Кольский заливы и для этой цели поплыли к ним на отделившейся земле. Когда нойды подплыли к заливам, их заметили на берегу люди и закричали: «Земля идет!». Кричавшие окаменели, а земля остановилась и образовались острова Айновы и Кильдин [Щеколдин, 18906: 165]. Однако в большинстве сюжетов запереть залив или губу с помощьюотделившейся земли пытаются с мирными целями. 96
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz