Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))

Кольские финны до репрессий конца 1930-х гг. практически сохранили свой традиционный уклад. В конечном итоге, скорость и направленность трансформационных процессов определялись «коллективными судьбами» разных категорий финских семей, в том числе обстоятельствами и временем переселения их на Крайний Север. В частности, для успешной адаптации финские переселенцы стремились, насколько это было возможно, сохранить при себе предметы, которые относили к семейным реликвиям [Сулейманова, 2011: 29], а также вещи, привычные и удобные в обиходе. Во многих семьях до сих пор хранятся бытовые вещи, привезенные ими с малой родины, предметы утвари или вещи, сделанные руками близких: У мамы были связаны шторы крючком с такими витушками. Они говорят , вот фашистские знаки сделаны. Она у меня и сейчас лежит где-то... У меня еще прялка была. Я недавно эту прялку , ножная такая , соседке по даче отдала. Как с глазами плохо стало , так отдала (N 7). Однако вынужденные спецпереселенцы практически не имели возможности взять не только памятные, но и просто необходимые вещи, так как им при выезде почти ничего не разрешали брать с собой. В иных случаях люди по каким-либо причинам уезжали на Север лишь на краткий период, но обстоятельства складывались так, что они вынуждены были остаться на всю жизнь. Например, мама одной из информантов (ингерманландка) поехала помочь знакомой женщине ухаживать за ее ребенком перед самой войной, да так и осталась: Мама думала , что едет ненадолго. У нее из вещей было только пальто , какое-то платье , пара белья , да одни чулки (N 15). Помимо семейных реликвий и вещей родственников, к основным типам памятных вещей относятся вещи, являющиеся свидетельствами этнической принадлежности [Сулейманова, 2013: 36]. Из вещей данного типа у некоторых наших информантов сохранились лишь церковные книги на финском языке (рис.З). ( Рис.З. Памятная вещь как свидетельство этнического принадлежности - молитвенник на финском языке 86

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz