Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))
читать Библию, надевала белый платочек и передник с кружевами, при этом информант подчеркнула, что шили и вышивали сами. В целом же, представления наших информантов об отличиях материального комплекса финнов достаточно неопределенные. Скорее, в их рассказах можно ощутить известную ностальгию об основательном хозяйстве, в котором многое делалось собственноручно и добротно. У некоторых информантов из числа спецпереселенцев, а также у их потомков на всю жизнь осталась обида на государство. Именно у этой категории переселенцев связь с малой родиной более выражена. Их дети и даже внуки росли на постоянных рассказах о том, где и как они жили, какой имели дом, какое хозяйство у них было и т.п. [Сулейманова, 2013: 39]. Ярко иллюстрирует данное утверждение факт, когда одна из информантов в самом начале нашей беседы показала документ, в котором перечисляется зажиточное хозяйство семьи: В 1930 г. семьюраскулачили, а в 1934 г. всю семью сюда <в Хибины> выслали: дедушка, бабушка, четверо детей и еще прабабушка. У них было большое хозяйство: 8 га земли, 8 коров, лошадь, 10 овец, 2 свиньи, два дома, один из которых был не достроен, всякие хозяйственные постройки, дорогостоящий хозяйственный инвентарь. Дед занимался сыроварением, поэтому скупал у соседей молоко. И было у него еще трое наёмныхработников (N 11). У отдельных групп финнов прослеживаются некоторые отличия в материальной культуре. Они объясняются, прежде всего, различиями хозяйственно-культурных комплексов. Если ингерманландцы до выселения на Кольский полуостров имели у себя на родине хозяйственно-бытовой уклад, сходный с укладом соседних русских деревень, то у мурманских финнов быт был отчасти схож с карельским (в южной части региона) и саамским (на севере). Несмотря на все жизненные перипетии, некоторые семьи стремились сохранить привычный образ жизни: Родители, когда в Карелии жили, скотину держали. Они же от земли. Какими мы были глупыми, нам можно было остаться жить вПетрозаводске, но нам нужна была земля. Родители не представляли себе жизнь без земли. Поэтому поехали в лесопункт. Была корова. В выходные у нас всегда была баня, пироги и почему-то кисели (N5); Яраньше на даче в Тик-Губе свиней держала, кроликов. Это у меня в крови (N 7). В связи с изменением рода деятельности менялся и бытовой уклад переселенцев. В иноэтнической среде происходит трансформация материальной культуры [Сулейманова, 2012: 41]. Новая среда требует адаптации. В Хибинах в жизнь ссыльных вошли кино, радио, клубная деятельность с любительскими хорами и оркестрами, с концертами приезжих профессиональных артистов. Происходила культурная переориентация людей, и одним из факторов этого процесса был неизбежный момент обязательности и принуждения, поскольку люди находились в ссылке и должны были адаптироваться к новой культуре, к другому быту и образу жизни в условиях особого режима [Карху, 1999: 210]. Хозяйственно-бытовой уклад закономерно трансформировался в силу изменения рода деятельности и перехода к урбанизированному образу жизни. Одновременно усиливалась стандартизация образа жизни. На родине ингерманландцы были крестьянами, а в Хибинах стали рабочими. Данные изменения коснулись, прежде всего, выселенных финнов-ингерманландцев. 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz