Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))

крапиву, листочки, и обкладывали копченую селёдку, потом опять ряд селёдки, потом крапивы (N 6). Делали такие рыбники - рыба в тесте. Курник назывался. Делали такой домик из теста, а туда клали рыбу, много рыбы, не как в пироги (N 7). В традиционный «финский хлеб» добавляли заболонь - слой древесины между сердцевиной и корой сосны, которую заранее заготавливали и высушивали на случай неурожая. Неурожаи были частым явлением в северных районах Финляндии [Карху, 1999: 56]. Также кольские финны пекли из ячменной муки «риэскалэйпя» - испеченный из пресного теста тонкий сухой хлебец с отверстиями в центре, чтобы можно было его нанизать на жердь и повесить сушиться под потолком у печи [Локко, 1993: 222]. Невзирая на строгий запрет властей в конце 1930-х гг., в финских селениях Мурманского побережья люди продолжали праздновать Рождество. Готовились к нему основательно: забивали скот, варили и коптили колбасы, окорока, рыбу; из замороженного впрок молозива пекли пресный сыр-юуусто; привозили хранившиеся в родниках бочонки с морошкой. К Рождеству заканчивался забой оленей, поэтому главным деликатесом праздничного стола были оленьи языки, а сёмга здесь всегда - королева блюд [Локко, 2006]. Из напитков большинство информантов отмечали традиционный для финнов кофе. В.Даль писал о финнах: «Кофе пьют они запоем» [Цит по: Заднепровская, 2002: 535]. Ингерманландские крестьяне покупали ячменно­ цикорные суррогаты кофе [Карху, 1999: 134]. По воспоминаниям одной информантки, проведшей свое детство в Карелии, кофе семья доставала следующим образом: Ходили мы с отцом гнать серу от сосны <смола - Б > и меняли эту серу на кофий у финнов. А граница у нас недалеко была финская. Они оттуда шли, а мы меняли на кофий. Взрослых не пускали, а нам отец говорил «идите, меняйте на кофе» (N 7). К обрядовым блюдам относилось пиво [Заднепровская, 2002: 36]. До начала 1930-х гг. на праздники варили домашнее пиво из ячменного солода [Карху, 1999: 134]. На севере был распространен чай из березовой чаги [Локко, 1993: 212], а также хвойный напиток, который компенсировал недостаток витаминов [Там же: 261]. Одежда Что касается одежды, то, по мнению информантов, одевались «обычно», как и окружающие. Вместе с тем, некоторые отметили отдельные особенности в одежде: Папа ноет сапоги с загнутыми носами. Папа сам шил сапоги из кожи (N 7). Пьексы - финские сапоги с загнутым носом [Локко, 1993: 213]. Одежду шили и отделывали в домашних условиях. Выращивали лён, и мама шила на машинке «Зингер» одежду. Мама работала в Ленинграде в няньках. Когда она выходила замуж, ей хозяин дал в приданое машинку. Вот она потом на ней и шила. Уменя рубаха такая длинная была. А сестра старшая пряла (N 7). В предвоенные годы швейная машинка была бытовым предметом высокой ценности, наличие которого свидетельствовало о достатке и благополучии семьи [Сулейманова, 2011: 28]. Швейная машинка считалась хорошим приданым. Информант N 2 вспоминала, что ее бабушка перед тем, как 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz