Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))
священным характером наделяются обыкновенно те хозяйственные постройки народа, которые ему некогда служили жилищем, так как с последним связан культ домашних духов, причем при переходе к новым формам жилья культ нередко продолжает совершаться в жилище прежнего типа [Харузин, 1895: 25-26]. Баня ассоциирована с мытьем как важной частью быта и, соответственно, с чистотой. Финны не могут себе представить дом без бани. Информант, вышедшая замуж за русского из Брянской обл., с удивлением рассуждала: Когда я в 70-х поехала е Брянскую область, там нет бань. Они просто грели еодѵ на печке и мылись в доме в тазиках. И сейчас так. Как без бани жить? (N5). Для бани существовала своя утварь. Одна из информантов так вспоминала банные традиции 1930-х гг. в родительской семье: Отец у нас мылся только в деревянной посуде. У него была лоханка, кадик назывался. Мочалки он делал сам из лыка сосны (N 7). Мужчины и женщины у финнов мылись вместе, что обычно отмечается представителями народов-соседей, особенно русскими, как их этническое отличие. С появлением нового культурного опыта, например, в результате межэтнического брака, возникает рефлексия и, как следствие, переосмысление традиционно-бытовых установлений своего народа, которые ранее воспринимались как данность: В баню мы ходили, конечно, всей семьей. Не обращая внимания ни на мужчин, ни на женщин. А потом, когда я выросла, замуж вышла, думаю, интересно, как же я ходила в баню вместе с мужиками? Внимания не обращала (N7). Вот такие финские дома строили спецпереселенцы в поселке Тик-Губа (рис.2). Рис. 2. Дядя и племянница на фоне финского дома. Тик-Губа (1938 г.) 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz