Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))

совершивший в конце XIX в. поездку на Кольский Север, обратил внимание на то, что мурманские колонисты, несмотря на суровые климатические условия, содержат достаточное количество скота, поскольку по берегам рек встречаются хорошие луга. Из овощей растет только репа и незначительное количество картофеля [Энгельгардг, 2009: 68]. По воспоминаниям С.Локко, сеяли немного ячменя [Локко, 1993: 226], каждая семья обязательно держала корову. Иногда овец, кур [Там же: 254]. Но основным занятием финнов-колонистов являлось все-таки рыболовство. В 1930 г. были созданы два колхоза в Нотозерском сельском совете: оленеводческий и рыболовецкий. В оленеводческий колхоз вступили четыре брата отца N 8 [Lokko, 1993: 53]. Значительное место в жизнедеятельности занимала охота. Из-за охотничьих угодий и мест рыболовства иногда возникали споры с саамами. Лопари требовали, чтобы финны покинули эти места [Локко, 1993: 244]. Внутреннее убранство в домах кольских финнов было значительно скромнее, чем у ингерманландцев. Печную трубу складывали из плоского дикого камня. Сама же крыша делалась из обрезных досок, по краям которых выстругивали желобок для стока воды [Там же: 222]. Мебель, как и каждодневная посуда, была самодельная: стол вытесан из плах сосны. Миски изготавливались из березового капа, ложки были деревянные и металлические, посуда из бересты. Фарфоровая посуда использовалась в праздники и занимала почетное место в доме. На стене висели медвежья шкура, ружье. Утварь дополняли инструменты и прялка [Там же: 225]. В отличие от ингерманландцев, в каждом доме кольских финнов были охотничьи лыжи (длиной 2.5 м) [Там же: 255]. Что касается структуры поселений, то на юге Мурманской обл. - на побережье Белого моря - преобладали компактные населенные пункты (Княжая Губа), жители которых, в том числе и финны, занимались в основном рыболовством (отец N 6, дед N 9). Говоря о бытовых традициях финнов, российские авторы всегда подчеркивали чистоплотность, а также отмечали честность представителей народа [Заднепровская, 2002: 38]. Эти признаки устойчиво ассоциируются с финнами, становясь стереотипами их этнографического описания. В своих путевых записках А.П.Энгельгардт так описывает быт финской колонии Ура- Губа: «Во всех домах нас особо поразили опрятность и порядок, как внутри домов, так и снаружи. В самой бедной хижине стены, пол, посуда, мебель носили следы самой заботливой чистоты, полы были устланы папоротником, на стенах развешаны картинки, на окнах занавески; женщины были одеты опрятно, так же и дети, которые не смотрелись, как обыкновенно в деревнях, неумытыми, нечесаными замухрышками. В каждом доме мы находили шкап с книжками и даже газеты. В каждом дворе есть несколько коров. Крошечные хлевы, в которые приходилось входить согнувшись, содержатся в безукоризненном порядке и ежедневно по несколько раз вычищаются...» [Энгельгардт, 2009: 124-125]. Большинство информантов, описывая сельский быт, вспоминали баню. Баня как тип постройки - еще один характерный признак финской культуры. Финская баня представляет собой четырехугольный сруб с плоской, односкатной или двускатной крышей. В бане (sauna) устраиваются полати. Бани служили некогда жилищем: об этом свидетельствует, прежде всего, тот факт, что баня носит название одного из предшествовавших в истории развития финского жилья типа - землянки (sauna). Баня считается священным местом, и преступление, совершенное в ней, считается более тяжким, чем если бы оно произошло в другом месте. По мнению Н.Н.Харузина, 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz