Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))
E.V.Busyreva NATIONAL MATERIAL CULTURE IN LIFE OF FINNISH MIGRANTS OF THE KOLA PENINSULA Abstract The article is based on interviews and on archives of twenty two informants, which live in the Murmansk region. The author makes an effort to show the degree of the safety material traditions in families with Finnish roots. The author shows the distinction between of material culture of different Finnish ethnical groups. Key words: material culture, Inkeri Finns, colonists Finns, everyday life, home, food, clothes, adaptation. Материальная культура является одним из критериев определения этнической принадлежности. Закономерно, что при изучении истории семей финского происхождения, их адаптации и культурной ассимиляции в результате переселения рассмотрение материальных аспектов жизнедеятельности имеет большое значение. Мы предприняли исследование с целью проследить степень сохранности бытовых традиций в семьях финских переселенцев, потомки которых проживают в городах и поселках Мурманской обл. (Апатиты, Мурманск, Кировск, Княжая Губа, Верхнетуломский). Основным материалом послужили интервью, полученные у двадцати одного информанта, а также их семейные архивы. В процессе работы в первую очередь были выделены те черты материальной культуры, которые указывали сами выходцы из семей с финской родословной в качестве этнически специфических. Сразу отметим, что в ряду этнических идентификаторов они уступают таким признакам, как язык, религия, элементы ритуально-праздничной культуры. Одновременно мы обратились к особенностям материальной культуры финнов, описанным в исследованиях и других источниках. У финнов-ингерманландцев и финнов - выходцев из северных районов Финляндии (прежде всего, Улеаборгской губернии) материальные комплексы значительно различаются между собой. Изучению бытовых традиций финнов-ингерманландцев способствовали работы Э.Г.Карху, А.Ю.Заднепровской, А.Ю.Чистякова и других этнологов. Материальная культура кольских финнов представлена в мемуарах С.ПЛокко (отец информанта N 19), а также в работах Н.В.Шлыгиной и ряда других авторов. Из двадцати одного информанта двенадцать относятся к финнам- ингерманландцам (11 женщин, 1 мужчина, от 1922 до 1981 г.р.), в том числе восемь из них из раскулаченных семей (N 3, 4, 5, 11, 13, 14, 16, 20), двое - потомки американских финнов (женщины 1927 и 1956 г.р.), трое - потомки финнов-суоми (женщина 1927 г.р., мужчины 1949 и 1984 г.р.) и четверо - потомки финнов из северных районов Финляндии, ставшие мурманскими колонистами (женщины 1950, 1953 и 1955 г.р.; мужчина 1964 г.р.). Подавляющее большинство предков наших информантов были сельскими жителями, за исключением семьи N 12. В послереволюционный период родители N 2 и N 10 стали жителями Ленинграда. Любая культура имеет свою материальную среду, включающую жилище, питание, одежду, орудия труда, предметы быта - все то, что составляет этнически маркированный, предметный фон повседневной жизни [Сулейманова, 2009: 79]. Мы рассмотрим такие элементы материальной культуры, как жилище, пшца и одежда. Подавляющее большинство российских финнов занимались сельским хозяйством, и, естественно, род их деятельности сказывался на бытовом укладе. 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz