Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))

разрабатывать свои огороды. Выходили втроем и ломом и лопатой раскорчевывали целину. Посадили огород, и уже следующая зима не была так страшна. Большим подспорьем были грибы и ягоды. Кроме того, что запасали их на зиму, ягоды рассыпали по кулечкам и выходили к поездам продавать и менять на хлеб » [Была война 2005]. Публикации в местной прессе также пестрят рассказами о судьбах молодых кировчан. Так, в заметке от 7 февраля 1943 г. рассказывается о судьбе 14-летнего парня, который вынужден был оставить школу и пойти на производство. Его отец в начале войны ушел на фронт, а вскоре мать тяжело заболела и вынуждена была уйти с работы по инвалидности. Необходимость обеспечивать семью, своих маленьких братьев и сестер вынудила Николая Митюкова уйти работать в токарную мастерскую. Во исполнение задач всеобуча подростков, занятых на производстве, Совет народных комиссаров 15 июля 1943 г. принимает решение о создании школ рабочей молодежи, а в 1944 г. - школ сельской молодежи. Особое внимание уделялось занятости младших школьников в дни летних каникул. Для организованной работы с детьми создавались пионерские лагеря, отличительной чертой которых являлось введение в лагере самообслуживания: дежурство по кухне и в столовой, уборка палат, колка и пилка дров, подноска воды, хлеба, молока из магазина и т.д. [ГОКУ ГАМО. Ф.71. ОП.1. Д.51Б. JI.46 об.]. В дни летней оздоровительной кампании школьники посещали с экскурсиями Ботанический сад, Юкспорскую метеостанцию, Ловчорритовый рудник. Кроме того, школьники занимались и общественно полезной работой: было собрано 49 кг мать-мачехи в сыром виде и 1.5 кг в сухом, 13 кг цветов черемухи в сыром виде, 3 кг толокнянки в сухом виде. Заготовлено на корм скоту для лечхоза 405 шт. веников и 450 кг иван-чая. Собрано 388 кг черники [ГОКУ ГАМО. Ф.71. Оп.1. Д.51Б. Л.46 об ]. В годы войны существенно изменилось содержание внеклассной и внешкольной работы с учащимися. Главным стало военно-патриотическое воспитание школьников, использование свободного от учебных занятий времени для посильной работы в сфере производства, участия в общественной жизни. В школе-интернате систематически выпускались бюллетени, посвященные Великой Отечественной войне, и «Боевой листок», рассказывающий о жизни учащихся в школе и помощи, оказываемой фронту [ГОКУ ГАМО. Ф.10. Оп.1. Д.44. Л.60]. В школе № 1 через день проводились часы политинформации. Сообщались очередные сводки Совинформбюро, зачитывались отдельные статьи из газет, доклады делали и сами ребята. Так, в декабре учащиеся подготовили доклады на темы: «О Сергее Мироновиче Кирове», «Подпольная работа товарища Сталина», «О великом летчике Чкалове», «О зверствах фашизма» и др. Как сообщала учитель 9-го класса школы № 1 г.Кировска А.В.Полякова: «Политико-массовая работа в классе вызывает у учащихся стремление быть в курсе происходящих событий в стране, поднимает их до уровня требований обстановки» [Кировский рабочий, 1942, 30 янв.] Даже в дни зимних каникул в программу мероприятий включались лекции об Отечественной войне 1812 г., А.В.Суворове, организовывались военизированные походы [ГОКУ ГАМО. Ф.71. Оп.1. Д.516. Л.12] (рис.). 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz