Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))
на военно-физкультурную и военно-санитарную подготовку в восьмых классах - с 1 до 3 ч, в девятых классах - с 2 до 4 ч, в десятых классах - с 2 до 5 ч за счет сокращения часов по истории, географии и литературе. В соответствии с постановлением ГКО СССР от 17 сентября 1941 г. «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», юноши и девушки, достигшие 16 лет, должны были проходить обязательную военную подготовку. В этих целях в старших классах было введено обязательное военно-физическое обучение. В отчетах о работе школ Кировского района учителя призывались «с особым вниманием отнестись к испытаниям по военному делу, так как они более сложны, чем по другим предметам». Опытные учителя должны были помочь военрукам точно рассчитать время, спланировать и провести проверочные испытания [Кировский рабочий, 1943, 1 апр.]. С начала 1942 г. было введено изучение основ сельского хозяйства как предмет школьного обучения. Военная обстановка требовала, чтобы школа усилила внимание вопросам трудового воспитания учащихся, закрепила связь с производством. «Не на должной высоте окажется тот педагог, который не приучит детей стойко переносить неизбежные в военных условиях трудности. Не на должной высоте окажутся те воспитатели, которые не дадут почувствовать ребятам, что школа и общественно-полезная работа - их фронт», - такой призыв был опубликован в центральной газете «Правда» от 24 марта 1942 г. [Кировский рабочий, 1942, 27 марта]. Конечно, главным делом для школьников оставалась учеба, но после учебы старшеклассники осваивали основы производства. При артели «Заполярный артельщик» были открыты специальные мастерские по производственному обучению школьников. Учащиеся старших классов по 2 часа в день обучаются швейному сапожному делу, кроме того, они привлекаются для помощи мастерам непосредственно на производстве [Кировский рабочий, 1943 28 февр.]. В выпуске газеты «Кировский рабочий» от 13 января 1943 г. читаем о том, что школа направила учеников работать в цех, где они занимались обклейкой и упаковкой спичек. Но основная работа на предприятиях проводилась школьниками во время летних каникул. Выпуск от 22 июля 1942 г. сообщает, что в школе был организован столярный кружок, в нем занимались девочки 6-7 классов. 1 июня 1942 г., т.е. сразу после того как закончились занятия в школе, они пошли работать на предприятие. Школьницы Оля Григорьева и Лида Носачева так писали об этом в газете: «Мы гордились и радовались. Мы шли в цех на смену отцам, старшим братьям и сестрам, мы шли помогать Родине и Красной Армии в эти грозные дни. Мы вкладываем частицу своего труда в большое и почетное дело». Ученица 7-го класса Т.Юрьева во время летних каникул также работала в швейной мастерской, чтобы быстрее освоить профессию портнихи и работать наравне со взрослыми [Кировский рабочий, 1942, 10 мая]. З.Г.Мирохина-Гришина, воспитанница Кировского интерната, пишет, что они с подругой, помимо работы на ферме решили найти еще какое-нибудь полезное дело. Они пошли в госпиталь, который располагался в школе № 1, чтобы помогать медперсоналу. «Мы ухаживали за ранеными: писали письма, мыли посуду после еды, по просьбе раненых звали медсестру или санитарку». 3.С.Никитина, будучи школьницей в военные годы, вспоминает: « Весной, когда наступили каникулы, мы и многие из наших знакомых пошли в совхоз работать: пололи, обсыпали капусту каким-то зеленым порошком, собирали камни. Кроме работы в поле мы с мамой с 1944 г. стали 13
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz