Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))
Особо остро стоял вопрос с организацией питания школьников. Фактически уже зимой 1941 г. Кольский полуостров оказался отрезанным от центра страны. В декабре 1941 г. немцы захватили Петрозаводск, перерезали Кировскую железную дорогу - основную магистраль, связывавшую наш регион с центром страны. Подвоз продуктов практически прекратился. Основными сельскохозяйственными предприятиями в годы войны были совхоз «Индустрия» и колхоз «Заполярный труд» в пос.Тик-Губа. В годы войны увеличилось число подсобных хозяйств, деятельность которых также была направлена на обеспечение жителей продуктами питания. «На полях совхоза «Индустрия» работали все: и взрослые, и дети. Во время войны у всех были коза, огороды; ходили в лес за грибами и ягодами. Это была хорошая прибавка к карточкам, по которым выдавали продукты», - вспоминает школьница тех лет С.А.Егорова [Была война ..., 2005]. Практически каждая школа имела свой участок, на котором трудились школьники. «В целях создания продовольственной базы во всех школах засеяны пришкольные участки и организован сбор грибов и ягод», - говорится в отчете о работе школ г.Кировска за 1941-1942 гг. В протоколе заседания бюро Кировского районного комитета ВКП(б) о предоставлении лучших хозяйств на доску почета отмечен и школьный огород средней школы № 1 г.Кировска, на котором силами учащихся было выращено свыше 130 центнеров картофеля [ГОКУ ГАМО Ф.71. Оп.1. Д.51Б. Л.35]. Свидетельница тех лет С.А.Егорова вспоминает: «В доме все стало по-другому: знакомых почти никого не было. Продуктов не хватало, особенно хлеба. Все выдавалось по карточкам. Есть хотелось всегда. Дома в наши обязанности входило выучить уроки, наносить воды и дров, а также полностью следить за порядком в доме» [Была война ..., 2005]. В целях обеспечения школьников питанием во всех школах организовывались горячие завтраки за счет помощи колхозов и выделения картофеля и овощей от подсобных хозяйств предприятий и учреждений. В соответствии с постановлением правительства школьники должны были бесперебойно получать в день 50 г хлеба и 10 г сахара или кондитерских изделий. На предприятия местной промышленности и кооперации была возложена задача изготовления для школьников одежды и обуви. З.Г.Мирохина- Гришина, в 1943 г. поступившая в Кировский интернат, вспоминает: «Когда мы были на кухне, нужно было чистить картошку, а мы ели ее сырой, она нам нравилась. На ужин давали кусок хлеба, кусок свиного сала, и стакан чая. Сало давали со шкуркой, которую мы жевали весь вечер как жвачку». Школьница тех лет Пимкина Римма вспоминала: «...Школьный завтрак. Тяжелый сыроватый брусочек черного хлеба, маленькая горка сахарного сероватого песка на клетчатой салфетке. Мы макали хлеб в песок... Как вкусно! До сих пор у меня сохранилось трепетное отношение к хлебу» [Была война ..., 2005]. Учебный процесс в годы войны в основном осуществлялся в соответствии со сложившимися к концу 1930-х гг. программами, формами и методами обучения. Вместе с тем, в условиях военного времени происходила перестройка содержания и структуры учебно-воспитательной деятельности. В особенности это коснулось допризывной подготовки учащихся. СНК СССР 11 августа 1941 г. издал постановление «Об усилении военной и физической подготовки учащихся в 8-10 классах средней школы». Согласно рекомендациям правительства, Наркомпрос РСФСР увеличил количество учебных часов 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz