Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))

со свистом, а затем взрыв. Дети все были перепуганы, некоторые плакали. А наши родители всю ночь стояли на улице, видели это зарево, слышали взрывы и гул самолетов и не знали, живы ли мы или нет. А наутро приехали и забрали нас, сказали, что если умирать, то вместе» [Была война 2005]. О вражеских бомбежках вспоминает и жительница пос.Апатиты Кучина Валентина Михайловна. Ее отец в первый же год войны ушел на фронт, а мама с четырьмя детьми не решилась ехать в эвакуацию. « Осенью этого страшного года я пошла в школу. Мама уходила на работу очень рано, и до того как отправиться в школу, я и старшая сестра должны были снести малышей в ясли в Тик-Губу. Три раза в день как по расписанию прилетали самолеты и бомбили аэропорт, железнодорожную станцию, депо и летели дальше в Кировск. Днем из школы как по сигнальной тревоге ученики убегали в бомбоубежище, а затем возвращались и снова продолжали учиться. После школы мы собирали золу для полей, макулатуру, металл. Было мало учебников. Давали один на троих или четверых, тетради делали из оберточной бумаги или газет. Хватили мы и голода и холода», - вспоминает Валентина Михайловна [Была война ..., 2005]. Одной из трудностей военного времени при организации учебного процесса являлась нехватка педагогических кадров. Многие из учителей покинули регион в период эвакуации, были мобилизованы в ряды Красной армии. Согласно книге приказов в первые военные годы из школы ушла значительная часть педагогического состава. Многие женщины были эвакуированы, некоторые просили о переводе их на работу в военные госпитали [ГОКУ ГАМО. Ф.10. Оп.1. Д.44. Л.], учителя мужчины были призваны на фронт. Так, в 1941 г. в ряды Красной армии был мобилизован зав. Кировским роно П.Ш.Зекцер, директор Восточно-Губской начальной школы В.С.Воробьев и многие другие [ГОКУ ГАМО. Ф.10. Оп.1. Д.44. Л.35]. Для решения данной проблемы СНК СССР в постановлении от 28 июля 1943 г. «Об обеспечении начальных, начальных средних и средних школ РСФСР учителями в 1943-1944 учебном году» потребовал возвратить с 1 сентября на педагогическую работу всех учителей, работающих не по специальности [Цит. по: Малхасян, 2011: 62]. « Каждый учитель, оставшийся в школе, должен работать с удвоенной энергией, чтобы не отстать от товарищей, ушедших на фронт, от каждого учителя требуется не только глубокие и прочные знания по своему предмету, но и овладеть военным делом, чтобы в любой момент сменить книгу на винтовку, встать в ряды защитников Отечества. Свою школу учитель должен сделать крепостью от воздушного нападения, оберегать детей от фашистских стервятников. Все силы отдать воспитанию патриотов Родины », - говорилось в заметке «Боевые задачи учителей и учащихся, опубликованной в местной прессе [Кировский рабочий, 1941, 3 сент.]. В военные годы серьезной проблемой организации учебного процесса являлась острая нехватка школьного инвентаря, учебников и письменных принадлежностей. О необеспеченности школ необходимыми пособиями говорит нам и статья «Скупка учебников - дело большой важности», опубликованная в газете «Кировский рабочий» 19 июля 1942 г., которая призывала все комсомольские организации оказать помощь в скупке у учащихся и населения подержанных учебников для обеспечения ими школьников [Кировский рабочий, 1942, 19 июля]. 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz