Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))
существенно различаются и по природным условиям, и по степени освоенности, и по структуре населения, и по степени удаления от центральных областей. Последнее обстоятельство, на наш взгляд, требует существенного сужения рамок проводимых исследований хотя бы до уровня субъектов Федерации, за исключением, может быть, тех из них, которые посвящаются различного рода сравнительному анализу сопоставимых объектов или систем. При этом отметим, что в последнее время в научной «северной» литературе наблюдается рост числа исследований, посвященных проблемам развития отдельных северных территорий, например, Европейского Севера России. Однако исследователи часто расходятся в понимании того, какие именно субъекты Федерации в него включать, а какие - нет. Не вдаваясь в территориально-географическую полемику, согласимся с позицией О.Л.Петряковой, которая рассматривает Европейский Север России как регион, территориально охватывающий Архангельскую и Мурманскую области, Ненецкий автономный округ, республики Коми и Карелия, а также Вологодскую область1 [Петрякова, 2003]. Особенности Европейского Севера заключаются в том, что, с одной стороны, это регион, освоенный в наибольшей степени, с другой - территория, характеризующаяся относительно более благоприятными климатическими условиями и меньшей удаленностью от центральных областей России. Данное обстоятельство формирует определенные преимущества этого региона по сравнению с другими «северами», а также по определенным параметрам позволяет проводить межрегиональные сопоставления входящих в него субъектов, поскольку разброс климатических и геофизических характеристик на данной территории сравнительно невелик. Сложность и многоаспектность социальных проблем заставляют исследователей еще больше ограничивать рамки проводимых исследований и фокусировать научное внимание на изучении особенностей развития отдельных субъектов Российской Федерации. Именно поэтому представляется необходимым ограничиться в нашем случае территорией Мурманской обл., поскольку этот субъект Федерации обладает рядом специфических особенностей, связанных с одной стороны, с его современными тенденциями социально-экономического развития, а с другой - с историческими объективными процессами его заселения и промышленного освоения. Обзор публикаций, посвященных проблемам формирования адекватной и эффективной социально-экономической политики в Мурманской области современного этапа, позволяет сделать вывод, что большая часть их посвящена анализу текущей ситуации, несколько меньше - периоду активных социально- экономических трансформаций. Исследователи отмечают, что на этапе социально-экономического перехода отсутствие государственного интереса к проблемам северных регионов, а также несисгемность и фрагментарность мер разрабатываемой и реализуемой социально- экономической политики привели к резкому ухудшению положения населения и фактически стимулировали массовый выезд людей с северных территорий. Как 1 О.Л.Петрякова отмечает, что «Вологодская область только географически относится к Северу, исторически все демографические процессы, как и процессы развития области, шли по нехарактерному для «северов» сценарию; отличие состоит в том, что это староосвоенная территория с относительно стабильным населением». 51
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz