Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))

влияния на здоровье населения вредных факторов окружающей среды, выработку требований по охране здоровья населения и полярников, обоснование комплекса мероприятий, направленных на оздоровление среды обитания населения и профилактику заболеваний» [Там же]. Научное обоснование комплекса мероприятий по оздоровлению среды обитания населения арктических регионов должно быть направлено на решение глобальной задачи формирования социально ориентированной инфраструктуры обеспечения жизнедеятельности населения в экстремальных условиях Севера. Для решения данной задачи необходимо разработать комплекс научно обоснованных и эффективных мероприятий социальной политики, целевым образом направленных, в том числе, если не на устранение, то, по меньшей мере, на снижение влияния негативных региональных гетерогенных факторов на население, присущих Крайнему Северу как специфической среде обитания и жизнедеятельности человека. Таким образом, актуальной задачей формирования социальной политики в регионах Арктики становится задача создания системы различного рода мероприятий, эффективно компенсирующих проживающему здесь населению неблагоприятные условия среды обитания. Глобальность поставленной задачи предъявляет целый ряд требований к ее изучению и решению. Именно поэтому, возможно, настал момент для научного переосмысления имеющегося в этой области национального, а, возможно, и международного опыта и более пристального изучения истории освоения Крайнего Севера с точки зрения строительства, формирования и модернизации на этой территории социально ориентированной политики и инфраструктуры жизнеобеспечения населения. Справедливости ради надо отметить, что в настоящее время этим вопросам посвящен целый ряд научных публикаций и диссертационных работ. Однако, несмотря на рост научного интереса к данной проблеме, научное сообщество продолжает отмечать, с одной стороны, имеющийся недостаток публикаций по данной тематике, с другой, - фрагментарность представленной научной информации. Это положение вполне объяснимо с точки зрения целого ряда обстоятельств, на наш взгляд, существенно затрудняющих проведение научных исследований по данной проблеме. Представляется, что эти обстоятельства необходимо проанализировать несколько подробнее. Во-первых, Север России чрезвычайно обширен: он занимает 11 млн км2 и составляет около 70% территории нашей страны. В эту экономико-географическую зону полностью или частично входят 27 субъектов РФ: 6 республик, 3 края, 10 областей и 8 автономных округов; кроме того, на территории Российского Севера сконцентрировано две трети ресурсного потенциала Российской Федерации. Во-вторых, северные территории в основной своей массе - это территории активной экономической деятельности в сфере добычи полезных ископаемых и биоресурсов. Доля Севера в национальном производстве выглядит следующим образом: здесь добывается 93% природного газа, около 80% нефти, 100% алмазов, кобальта, платины, молибдена, апатитового концентрата, 90% меди, никеля, 66% золота, половина деловой древесины и рыбной продукции [Север ..., 2004]. В-третьих, зона Севера была и до сих пор остается малозаселенной зоной страны, однако при этом 7.4% населения страны, проживающего здесь, обеспечивает производство 25% валового внутреннего продукта страны и 60% её совокупного экспорта. В-четвертых, Север РФ представляет собой крайне неоднородную территорию, где административно-территориальные единицы (имеются в виду субъекты РФ) 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz