Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))

Научные сотрудники ЦГП, среди них доктора и кандидаты наук, привлекались к учебной работе и непосредственно в университете: читали лекции на гуманитарном факультете, обеспечивали подготовку курсовых и дипломных работ на базе научно-исследовательских секторов ЦГП, библиотеки КНЦ РАН, фондов Музея истории изучения и освоения Европейского Севера России, обучали аспирантов. Наряду с этим, штатные преподаватели гуманитарного факультета КФ ПетрГУ участвовали в совместных научно- исследовательских проектах ЦГП и входили в состав его Ученого совета. Сотрудники интеграционной кафедры являются авторами учебных пособий и методических рекомендаций. Помимо этого, ими были разработаны авторские программы спеццисциплин с расширенным включением регионоведческого компонента и результатов текущих исследований. Такими дисциплинами являются «Этносоциология», «Устная история», «История и культура кольских саамов», «История научного изучения Кольского севера» [Отчет..., 2013]. Центр служил базой для проведения практик, обеспечивал организацию, научное и методическое руководство студентами при подготовке ими дипломных работ, а также в периоды учебной и производственной практики студентов: этнографической, музейно-фондовой, экскурсионной, социологической. В то же время гуманитарный факультет КФ ПетрГУ внёс определенный вклад в развитие Центра гуманитарных проблем. Студенты активно участвовали в его научной работе. Тематика всех исследований студентов, аспирантов и соискателей координировалась с темами научно-исследовательской работы ЦГП. с деятельностью ЦГП неразрывно были связаны филологические и социологические исследования КФ ПетрГУ, в частности, сотрудничество с его лабораторией социологии ПетрГУ, где разрабатывались и реализовывались общие проекты. Плодотворными были также совместные научные экспедиции университета и ЦГП, в первую очередь фольклорные и этнографические. Результаты работы систематически представлялись на студенческих конференциях КФ ПетрГУ, областных студенческих конференциях, публиковались в сборниках научных трудов ЦГП. Значительный импульс сотрудничеству придало совместное участие в программах Президиума РАН «Поддержка молодых ученых» (2006) и «Привлечение талантливой молодежи» (2007). Все вышеизложенное позволяет говорить о том, что работа по совершенствованию образовательного процесса актуальна не только для самого образовательного процесса, но и для развития гуманитарного направления в КНЦ РАН в целом. Прочные эффективные связи между профессиональным образованием и академической наукой необходимы прежде всего для подготовки специалистов, способных работать в новых условиях. Можно констатировать, что организация и становление научно-учебной кафедры положили начало реальной интеграции региональной академической науки и высшего образования в гуманитарной области. Просветительская работа История развития науки в нашей стране с самого начала тесно связана с ее популяризацией. Подлинным основоположником просветительской традиции нашей науки можно считать М.В.Ломоносова, который первым обратил внимание на необходимость систематической пропаганды естествознания в России, рассматривая ее как необходимое условие прогресса общества и используя для этого все доступные 207

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz