Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))
культуре и быте коренного населения Кольского полуострова, произошедших за годы Советской власти, причем важным мотивом становится именно устранение традиционных архаических представлений саамов. Трудами видных специалистов по традиционному быту поморов, достижениями саамоведения и выводами советских историков об интеграции народа традиционного типа культуры в социалистическое атеистическое общество фактически исчерпывается историко-этнографическое направление исследований религиозной культуры населения Кольского Севера. Особенности историографии по рассматриваемому вопросу можно объяснить спецификой религиозной ситуации в Мурманской обл. в описываемый период. Изначально кольские приходы входили в состав Холмогорской и Важской (позднее Архангельская и Холмогорская) епархии, учрежденной в 1682 г. По решению Священного синода 27 декабря 1995 г. была отделена Мурманская епархия. В 2013 г. была образована Мурманская митрополия. В 1955 г. в состав епархии входил 31 храм (в т.ч. в Архангельской обл. - 26, в Мурманской обл. - 4, в Коми АССР - 1), с 1962 г. в Мурманской обл. остается только 2 действующих храма. Таким образом, около 30 лет на территории Мурманской обл. действовало всего 2 церкви - Свято-Никольская в Мурманске и Казанская в Кировске. И если история мурманских приходов, а также история храмов и религиозных сообществ Поморского побережья [Бернштам, 1983; Дмитриева, 1988] изучена хоть и в разной степени, то центральные районы области в этом отношении остались неизученными. Вместе с тем история местных религиозных сообществ не менее интересна. Она в значительной степени связана с социально-демографическими и поселенческими особенностями региона, спецификой формирования населения и городов центральной части полуострова в советский период. Эти и другие факторы определяют соотношение общих для российской истории советского и постсоветского периодов тенденций развития религиозной жизни и отличительных черт этого процесса, характерных для регионов определенного типа. Углубленное изучение становления и деятельности православных религиозных сообществ городов Кольского Севера представляет, на наш взгляд, перспективную исследовательскую задачу. Список литературы Алексеев В.А. «Штурм небес» отменяется? Критические очерки борьбы с религией в СССР. М.: Россия молодая, 1992. 304 с. Бардилева Ю.П. Государственно-церковные отношения на Кольском Севере в первой трети XX века: дис...... канд. ист. наук. Архангельск, 2000. Бардилева Ю.П., Грашевская О.В. Религия и церковь на Кольском Севере // Кольская энциклопедия. Апатиты: КНЦ РАН, 2008. Т. 1. С. 103-112. Бардилева Ю.П. «Предать суду всех лиц, уличенных в издевательских выходках по отношению к верующим...»: нарушения советского «религиозного» законодательства региональными властями при закрытии церквей на территории Европейского Севера России в конце 1920-х - 1930-е гг. // Новейшая история России. 2011. № 1. С. 216-228. Бернштам Т.А. Приходская жизнь русской деревни: Очерки по церковной этнографии. СПб., 2005. 426 с. 186
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz