Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))
Отметим, что особенностью северной историографии является также широкое внимание к иным конфессиональным образованиям, в особенности старообрядческим приходам, имевшим значительную распространенность в Карелии [Фишман, 1992;Пулькин, 1997]. В отличие от остальной части Европейского Севера России, в Мурманской обл. история религиозных сообществ имеет достаточно слабое отражение в исследованиях. До появления работ И.Ф.Ушакова знания историографии религиозной жизни на Кольском Севере носили по преимуществу источниковый характер, будучи представлены в основном краткими статистическими сведениями о храмах и часовнях, о состоянии приходов, а также научно-исследовательскими отчетами наряду с общей информацией о Кольском крае, к примеру, работами Л.Л.Брейтфуса [1906], А.К.Сиденснера [1909] и др. Лишь хозяйственная и просветительская деятельность Трифоно-Печенгского монастыря в дореволюционную эпоху довольно детально освещается в работах Н.Ф.Королькова [1908] и В.Блинова [1918]. В советский период вопросы православия в регионе практически не изучались, за исключением работ И.Ф.Ушакова [1997], подробно описавшего проблемы приходской жизни, просветительской и хозяйственной деятельности церкви на Кольском Севере. В 1990-е гг. эта работа была им продолжена. Исследования конца 1990-х - 2000-х гг., П.В.Фёдорова [1996] о Трифоно- Печенгском монастыре, Ю.П.Бардилевой [2000, 2008, 2011] и О.В.Грашевской [2005, 2006] по многим вопросам православия в XX в. носят преимущественно аналитический характер, опираются на архивные материалы, воспоминания и опубликованные источники. Стоит отметить работы Ю.П.Бардилевой, рассмотревшей вопросы местной специфики церковно-государственных отношений, а также государственного законодательства в сфере религии и особенностей функционирования данного законодательства на Кольском Севере. Исследования О.В.Грашевской, в особенности касающиеся религиозного фактора среди населения Кольского Севера в XX веке, также можно считать основополагающими в изучении местных православных сообществ. Также занимаются исследованиями по истории православия и священнослужители Мурманской и Мончегорской епархии иеромонах Митрофан (Баданин) [2002] и священник Сергий (Поливцев) [2007]. Однако стоит отметить, что работы религиозных деятелей представляют собой по большей части биографические работы - «жития» [Баданин, 2002]. Сфера православной историографии в последние годы отчасти расширилась за счет развития историко-краеведческого направления. Оно представлено, прежде всего, публикуемыми с 2006 г. материалами регулярных конференций «Феодоритовские чтения», которые организует Мурманская и Мончегорская епархия [Феодорит Кольский..., 2006]. Конференции носят по преимуществу просветительский характер, поэтому статьи исторического содержания, включенные в состав изданий, большей частью компилятивны, однако некоторые из них заслуживают внимания. Важной частью местной историографии религии стали работы, касающиеся саамских сообществ, их традиционных верований, а также проблем христианизации саамов [Волков, 1996; Бодрова, 2009]. В работе А.А.Киселева и Т.А.Киселевой «Советские саамы: история, экономика, культура» [1987] подчеркиваются тенденции социалистических преобразований в экономике, 185
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz