Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))

аспектов прихрамовой среды со времени её формирования и до современного состояния. Также новым направлением исследований стало изучение влияния религиозных святынь и паломничества в российском православии на религиозные сообщества [Чистяков, 2005]. Работа М.М.Громыко и А.В.Буганова «О воззрениях русского народа» [2000] содержит анализ православной религии непосредственно в народных верованиях в условиях повседневности. Отмечается повышенный интерес самой Церкви к исследовательской работе по проблемам истории религиозно-церковной жизни в стране. И хотя работ церковных историков и священнослужителей, обращенных к периоду 1940-1980-х гг., крайне мало, а существующие имеют ряд недостатков, они заслуживают особого внимания, так как авторы зачастую оперируют данными церковных архивов, которые до сих пор неохотно предоставляются светским авторам. Среди них следует назвать работы протоиерея В.Цыпина [1997], уделявшего особое внимание истории епископата и высшего церковного управления, каноническим и церковно-юридическим аспектам. Однако его работы отличаются стремлением избежать полемических крайностей, а также отсутствием критического анализа состояния Церкви. Более резких оценок придерживался известный в православных кругах митрополит Иоанн (Снычев) [1995], который, например, явно преувеличивал количество закрытых храмов, отказывался замечать улучшение положения Церкви в середине 1950-х гг. Из зарубежных исследований интерес представляют работы Д.Данна [Dunn, 1983], Д.Эллис [Ellis, 1986] и других исследователей, изучавших роль православных диссидентов и русских националистов во взаимоотношениях советского государства и Церкви. Из более поздних работ нельзя не отметить значительную работу канадского профессора Д.В.Поспеловского [1995], представляющую собой общий многосторонний анализ истории православной церкви в период с дореволюционных лет до эпохи перестройки. Европейский и Кольский Север В последние десятилетия было проведено достаточно большое количество исследований, посвященных православию на Русском Севере. В них, частности, рассмотрены вопросы церковно-приходской жизни и истории приходов, в том числе и советского периода. Больше внимание стало уделяться повседневности русской провинции и православным традициям в сообществах верующих [Теребихин, 2002]. Православный приход на Европейском Севере стал восприниматься исследователями в качестве достаточно самостоятельной и автономной духовной единицы, роль которой в сохранении православных традиций, обрядов и ценностей, особенно в XX веке, явно возрастала [Камкин, 1996; Пулькин, 2009]. Исследователи отмечают, что именно местный православный приход стал восприниматься наиболее устойчивой религиозной организацией [Бернштам, 2005]. Отдельную категорию составляют исследования по частным вопросам истории духовно-религиозной культуры, в которых подчеркивается традиционная идея особой связи северного русского православия с древней славянской культурой. Из сравнительно недавних к таким относится, например, работа Е.В.Платонова [2011], в которой обращено внимание на христианский культ почитаемых камней, особенно распространенный на Европейском Севере России. 184

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz