Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))

также появляться работы в области изучении эволюции конституционно- правовой базы государственно-церковных отношений и деятельности специальных органов, реализующих религиозную политику государства [Одинцов, 1994]. К примеру, анализируя государственную политику по отношению к Церкви, Одинцов [1994: 133] также пришел к выводу об отсутствии у государства единой линии во всем спектре религиозных вопросов, а исследователь А.Н.Лещинский [1990: 72] отметил, что причиной проблем государственно-церковных отношений стал неотработанный механизм регистрации религиозных обществ и частые нарушения органами государственной власти законодательства о религиозных сообществах как на местном, так и на общегосударственном уровнях. С начала 2000-х гг. появилось множество диссертационных исследований и монографий, посвященных различным аспектам религиозной жизни на протяжении всего периода советской власти, рассматриваемым как в общесоюзном масштабе, так и на примере отдельных регионов страны. Расширился в значительной степени и спектр вопросов, поднимаемых авторами. Тенденции развития религиозных организаций и сообществ в течение всей советской эпохи начали получать достаточно объективную оценку. Нельзя не отметить значительный вклад историков А.Н.Кашеварова [1995], М.В.Шкаровского [2005] и многих других. К примеру, монография М.В.Шкаровского «Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве» представила достаточно подробное исследование государственно-религиозных отношений, а также отдельных аспектов и особенностей религиозной жизни. Объектом пристального внимания в последнее десятилетие стало изучение жизни Церкви, в частности религиозных организаций, периода Великой Отечественной войны, как и других критических и переломных моментов в истории религиозных институтов в России XX века. Ряд исследований выявил причины изменения политики государства в области религии с начала 1940-х гг., основные направления и результаты деятельности Русской православной церкви в 1941-1945 гг. [Васильева, 1990; Шимон, 1995; Якунин, 1998]. Большинство авторов придерживаются вывода о сугубом прагматизме высшей власти, а точнее лично Сталина, при резком изменении религиозного курса в начале 1940-х гг., а также отмечают преемственность между сталинским «религиозным ренессансом» 1940-х и нормализацией государственно-церковных отношений в конце 1980-х гг. Стоит отметить также работы по направлениям, недоступным ранее для изучения. Так, в это время были осуществлены первые попытки объективного анализа диссидентского движения и его влияния на Церковь. Впервые обратился к изучению влияния спецслужб на церковную организацию А.В.Горбатов [1996], пытаясь при этом дать общую оценку движению религиозных диссидентов в СССР. В.А.Ливцов [1997] исследовал проблемы вероотступничества во времена хрущевских гонений на наиболее известном примере - отречении профессора Ленинградской духовной академии А.А.Осипова, во многом олицетворявшего тенденции данного явления в истории Русской православной церкви в XX веке. Оперирование фольклорными и литературными текстами выделило также и этнографический подход изучения религиозных сообществ. Нельзя не отметить работу «Фольклор и культура прицерковного круга» А.В.Тарабукиной [2000], в которой был проведен развернутый анализ значительной части 183

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz