Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))

Y.V.Obuhow ORTHODOX RELIGIOUS COMMUNITIES OF THE KOLA NORTH IN THE NATIONAL HISTORIOGRAPHY IN THE PERIOD FROM 1930 TO 2000 Abstract The article touches upon the issue of the Russian scientists’ researches where various aspects of Orthodox religious communities (since the 1930s) are examined. The main stages of Russian historiography are described. Much attention is given to the question of Orthodoxy in the European North of Russia, particularly in the Kola Peninsula. Key words: orthodoxy, the Russian North, historiography, religious communities. Проблемы православия в отечественной историографии Проблемы возникновения и распространения религиозных сообществ, взаимоотношений государства и религии (в особенности православия как титульного представителя религиозных организаций в России, в том числе и на Кольском Севере) в период с тридцатых годов и вплоть до сегодняшнего момента являются предметом пристального изучения со стороны социологов, философов и этнографов в последние годы. Для отечественной историографии в изучении религиозных сообществ, начиная с образования Советского государства и вплоть до конца 1980-х гг., характерно полное преобладание идеологических факторов. Подстраиваясь под текущую политику государства и властей, исследователи придерживались концепции религии как явления, наносящего вред коммунистической системе, а потому исключительно архаичного и обреченного на скорое исчезновение. Сами исследования носят антирелигиозный, значительно реже - атеистический характер. И если исследования атеистического характера в меньшей степени идеологизированы, то ярый антирелигиозный настрой во многих работах сильно снижал их научную ценность. Начиная с 1940-х гг. начинается значительное сокращение числа исследований, касающихся религиозной сферы. Главной причиной подобных изменений, оказавших немалое влияние на отечественную историографию, стала инициированная Сталиным 4 сентября 1943 г. встреча с митрополитом Сергием, будущим Патриархом Московским и всея Руси. Эта встреча, как и последовавшие за ней события, обозначили изменения религиозного курса советской власти, а также и исследовательских тенденций в изучении данных вопросов в сторону менее агрессивной полемики. Стоит отметить, что именно в этом году было вновь открыто единственное официальное периодическое издание РПЦ «Журнал Московской Патриархии», закрытый властями в 1935 г. Однако новая антирелигиозная кампания, начатая Хрущевым в середине 1950-х гг., вновь пробуждает внимание исследователей к религиозным вопросам. Весь комплекс научной литературы конца 1950-1980-х гг. по рассматриваемой проблеме представляет переход от неприкрыто антирелигиозных работ [Персиц, 1958; Крупницкий, 1959; Ермаков, 1964], в которых большое внимание уделялось формированию религиозной политики государства, к трудам пропагандистского и атеистического толка [Токарев, 1964; Угринович, 1965; Иванов, 1973; Сухов, 1976; Куроедов, 1984]. Основным направлением данных работ было изучение различных вопросов теории и 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz