Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))

ассоциируется с самым началом православного миссионерства в XV веке. В представлениях данной группы, а также воцерковленных верующих пространство Кольского Севера понимается как «нечистое», захваченное злыми силами и оно нуждается в одухотворении, в частности, через постройку культовых объектов. Отношение к установке последних зависит не только от религиозной идентификации информантов, но и также от месторасположения объектов. К примеру, церковь в городе у информантов атеистического мировоззрения осознается как часть городской культуры, в то время как постройка храма и других культовых сооружений, возведенных в удалении от города, вызывает отрицательные оценки. То, что может быть построено в городе, не должно касаться природы. Одновременно с этим у невоцерковленных верующих существуют представления об идеальном месте для храма, удаленном от всего мирского. Здесь можно проследить разницу в представлениях между миром людей, где сопряжено все суетное, греховное, и миром природы, которая воспринимается как место более чистое, в том числе в прямом «экологическом» смысле. У воцерковленных верующих постройка культовых объектов связывается с природно-климатической спецификой края. Суровость климатических условий Кольского Севера как бы смягчается присутствием церквей и часовен, природа «очищается» вместе с человеком, что опять же связано с демонологическими представлениями о захваченном окружающем пространстве дьяволом. Представления воцерковленных верующих о духовном пространстве Кольского Севера дополняются наличием его охранительной миссии. В связи с этим дополняется и портрет северянина сохранением им веры в Бога. Особый портрет северного типа людей является составной частью локальной идентичности, своего рода маркером, отличающим людей данной местности от всех других. Многие информанты совершают поездки в Варзугу, которая занимает лидирующую позицию в иерархии святых мест Кольского полуострова. Для верующих воцерковленных людей Варзуга является своего рода сакральным центром, локальной святыней, над которой злые силы не имеют власти. Это место, куда стягиваются «коммуникативные потоки» различных групп населения вне зависимости от степени веры. Сведения об информантах Информант № 1 - женщина, 1976 г.р., уроженка г.Кировск, атеист; записано в г.Апатиты, апрель 2013 г. Информант № 2 - женщина, 1966 г.р., уроженка г.Мурманск, атеист; записано в г.Мончегорске, май 2013 г. Информант № 3 - мужчина, 1959 г.р., уроженец х.Садки, Приморск- Ахтарского района Краснодарского края, воцерковленный верующий; записано в г.Апатиты; май 2010г. Информант № 4 - женщина, 1958 г.р., приехала в 80-е г. из Москвы, воцерковленная верующая; записано в г.Апатиты, март 2013 г. Информант № 5 - женщина, 1980 г.р., уроженка г.Апатиты, невоцерковленная верующая; записано в г.Апатиты, июнь 2010 г. Информант № 6 - женщина, 1977 г.р., уроженка г.Мурманск, атеист; записано в г.Донецке Ростовской обл., июль 2010 г. 177

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz