Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))
массы русских был священным центром того, что теперь нередко называют малой Родиной [Громыко, Буганов, 2000: 60]. В каждой местности была популярна своя святыня, которая притягивала к себе паломников с данной территории [Щепанская, 1995: 111]. В сегодняшнем понимании жителей Кольского Севера Варзуга, если использовать формулировку Т.Б Щепанской, - место, куда стягиваются «коммуникативные потоки» [Щепанская, 1995: 157]. С этого места начинается обживание территории. «Поскольку раньше, чем обрабатывать землю и рожать детей, землю освящали - обозначали центр, куда будут стягиваться коммуникативные потоки: коммуникативная структура устанавливалась раньше производственной. Новые поселенцы начинали со структурирования пространства. А основополагающей формой обживания чужого места являлась постройка храма. Впоследствии это место становится местом паломничества» [Щепанская, 1995: 158]. Вполне вероятно, что здесь мы имеем дело с созданием провинциального мифа. «Компенсаторный» топос «провинциального мифа», согласно которому провинциальный локус является или должен являться центром каких-нибудь земель [Разумова, 2000: 296]. Подведя небольшой итог вышесказанному, согласимся с Ж.В.Корминой [2006] в том, что состав верующих, для которых святыня реально существует, неоднороден. Ее функция для разных групп населения многообразна. Если для паломников, владеющих местной фольклорной традицией, она - символ локальной идентичности, аккумулирующий в себе коллективную память, то для пришлых паломников - просто один из множества аналогичных священных локусов. А для местного духовенства - нуждающееся в окультуривании святое место, продуманное использование потенциала которого может привлечь внимание к приходу со стороны паломников и церкви со стороны паствы: «Варзуга - особая, сакральная точка на территории нашего края. Здесь решаются какие-то очень важные вопросы земного бытия и человеческой истории. Здесь проходит рубеж извечного противостояния между светом и тьмой, между святостью и грехом... Совершенно необходимо предпринять усилия по приданию поселению особого статуса духовного центра Поморья, историко- культурного и природного заповедника Мурманской области» [Баданин, 2010: 74]. Выводы Проведенное исследование позволяет говорить о том, что территория Кольского Севера как духовное пространство воспринимается информантами сквозь призму истории. Духовная история края находит различное отражение в текстах интервью в зависимости от религиозной идентификации. Информанты атеистического мировоззрения, а также ряд невоцерковленных верующих при аргументации своих позиций связывают духовную историю края с коренным населением. Длительный период «безбожности», таким образом, воспринимается как составляющая этнической культуры региона. С точки зрения тех воцерковленных верующих, которые имеют отношение к образовательным структурам и краеведению, история колонизации края ассоциируется с началом русской православной истории. Представители духовенства рассматривают историю региона как историю жития Кольских святых. Современность для данной категории информантов, начавшаяся после периода длительной советской безбожности, 176
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz