Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))
Да потому, что вот как города строили? Видимо, не предполагали, что тут настолько народ задержится. Понимаете ... эээ ...присутствует, как это лучше сказать? Ощущение того, что все это ну, временно (инф. № 9). Ощущение «временности» пребывания на Севере, являющееся распространенным для многих информантов, зачастую окрашивается комментариями, создающими образ северного человека с определенным набором качеств. Во-первых, тут люди образованные. Здесь очень хороший уровень образования. Ну, и плюс люди, которые всегда мечтают куда-то уехать, а что- то еще тут творят <... >. То есть люди более чистые сердцем. Более добрее. Не такие агрессивные, не такие злые. Материальные блага не разложили их (инф. № 3). Типовой портрет северного человека в представлениях воцерковленных верующих людей, дополняется сохранением им веры в Бога: За такой короткий период - 15 лет пустыня превратилась в оазис такой вот. Динамично развивающийся. На пустом месте совершенно. Хотя многие люди здесь они были ссыльными, они должны быть озлоблены. Нет. Они все простили. А уметь прощать очень большое благо. И веру в Бога не утратили» (инф. № 3). Варзуга - сакрализация места По данным нашего исследования, многие информанты, независимо от степени веры, совершают поездки в Варзугу. Сама цель поездки может быть мотивирована по-разному. «Варзуга - колыбель, исток и корень, из которого вырос наш Кольский край. И какими будут духовное состояние, нравственное здоровье и материальное благополучие Варзуги, таким и будет жизнь во всем Российском Заполярье» [Баданин, 2010: 74]. Варзуга считается первым русским поселением на Кольском Севере, откуда берет свое начало православная традиция: «Самым стародавним пунктом водворения христианства в Лопской земле, кажется, можно считать берега реки Варзуги» [Огородников, 1896: 26]. Именно в Варзуге был построен первый православный храм. Дата его постройки продолжает быть предметом дискуссий. Вполне вероятно, что Успенская церковь, построенная в 1674 г. на юго-востоке Мурманской обл., в Варзуге, не первая. Ряд исследователей придерживаются мнения, что ранее на ее месте существовала одноименная, которая тоже была с шатром [Ушаков, 1998: 205]. Успенская церковь впервые упоминается как придел Никольской церкви, восстановленной соловецкими монахами в 1491 г. на старом «месте церковном», на Никольской стороне села. [Баданин, 2010: 70]. Варзуга занимает лидирующую позицию в иерархии святых мест Кольского полуострова, является своего рода сакральным центром, местом паломничества. Многие из опрошенных нами информантов ездили или хотели бы побывать там: «Вот, я не была в Варзуге ни разу, к своему стыду. Там, вроде и экскурсионные автобусы возят туда. Вот надо бы обязательно. Там храм этот, многовековой, и природно тоже интересно» (инф. № 21). Здесь уместным кажется упомянуть о том, что, согласно этнографическим исследованиям, «путешествие к святыням всегда считалось у крестьян делом богоугодным» [Громыко, 1991: 70]. Храм в представлениях 175
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz