Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))
нарушений. Нет, так-то там все нормально. Все равно северные люди, другие люди - добрые... Доброта, доброта именно, душевная доброта. Чтоб так помогали храму. Чтоб. Так мы это строили тяжело. Очень тяжело. Вот бабушки 70-т лет, 80-т лет, и приходили, и помогали, и красили. Если можно сказать, строили. И так, наверное, собрать легко, бесплатно, без копейки, нельзя на юге. Там батюшка сказал там надо бы прийти на храм поработать. И люди приходили, их уже и звать не надо было. Люди сами приходили. Так вот это есть (инф. № 10). Люди Полученные нами результаты подтверждают устойчивость противопоставления Севера и Юга (см. работы Змеевой О.В. [2010]; Разумовой И.А. [2013]), в том числе при обсуждении интересующей нас темы. Важным основанием является различие типов и отдельных черт человеческого характера: Весь край же процветал. Люди сюда приехали очень светлые. Которым... Сюда же приехали люди. Это шестидесятники, наверное, вот было очень много, слава богу, я застала, в академии наук работали, которые сюда поехали по зову души и сердца. Вот.<... >. Я приехала, на мой взгляд, в самый расцвет. В 80-е годы. Уже поработав после института, в Москве, где царил, сейчас уже и страшно говорить, какой царил дух. <... >. Сюда когда приехала рот открыла, люди-то, оказывается, работают. И им это нравится, и они здесь засиживаются на работе часами (инф. № 4). Мнение о том, что люди Севера добрее и «чище» встречается практически у всех категорий информантов, вне зависимости от степени веры. Среди причин, указывающих на доброту северных людей, выделяются суровые климатические условия края: Везде людям тяжело жить. Но на Севере здесь же экология дополнительно отрицательно сказывается. Вот. Но человек сам управляет своими делами и конечно. С одной стороны сложнее, с другой стороны, здесь чище народ. Вот. Может быть, из-за того, что здесь больше трудностей. Лишений больше приходится переносить. Испытаний. Вот... (инф. № 8). В нашем случае значимо то, что информанты, принадлежащие к православным «церковным людям», связывают преодоление трудностей с важностью накопления духовного опыта: <...>А преодоление этих трудностей лучше, конечно, вести с Богом. Потом уже человек понимает, что без этого в жизни просто не обойтись. Приходит сюда за помощью. За духовной помощью. Физически и так далее. Нужно только понимать, что в храм нужно ходить не как на рынок. Что вот я тебе, а ты мне. Или кто-то что-то. Когда кому что помочь. Даже тогда, когда не ждешь. Мы вот с Ниной Санной чувствуем на собственном жизненном опыте <... > потому что много всякого было всего (инф. № 8). Противопоставление северных людей людям, проживающим в других регионах, дополняется мотивом непостоянства проживания на Севере. Кольский Север воспринимается как временное место, откуда в будущем многие хотят уехать. К примеру: 174
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz