Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))
такого места не нашла (смеется). Потому что для чего он нужен, для того, что от мирской суеты вдруг в какой-то момент нашел минуточку для себя для своей души. Вот для чего храм нужен. Это моя точка зрения (инф. № 4). Оценка последствий постройки культовых объектов Постройка культовых объектов у воцерковленных верующих связывается с природно-климатической спецификой края. Суровость климатических условий как бы смягчается присутствием церквей и часовен, природа «очищается» вместе с человеком: ... самое интересное, что по мере покаяния изменилась у нас вот эта - экология. Раньше висели, я вот помню все это. Всю зиму. Облака вот так висят (показывает). Горизонт закрыт. Я даже не видала никогда, что там горы есть. Вот там, на горизонте. Вот там вот. Их не видно было. Все было тьма, облака висели над землей вот так все время. А сейчас? Чистенький горизонтик. Небо высоко. Облака где-то выше. И свет, солнце! И даже, даже в декабре, декабре я видела, ну не солнце, а то, что лучи солнца откуда-то там издалека, но уже какое-то вот видно было освещение у нас... облака-то не висят до земли, что рукой достать можно, даже это. Но я вот помню, что никогда не видно было ничего, все в облаках, все висит, низко тут, как-то мрачно <... >. Так очищается вместе с душами и природа наша! Как все взаимосвязано. Все зависит от нас. И когда начинают, вот там власти чего-то там не могут. Да, если мы каждый себя начнем чистить, очищать, и изменится все. Когда каждый начнет с себя. Вот эта взаимосвязь трудно понимаемая (инф. № 7). Облагораживанию поддается не только климат, но даже и городская среда, включая самую неблагоприятную: «От всего отдаленного и в целом заброшенного района каким-то непонятным образом исходит благотворное влияние храма. На 23 км. Погода лучше и чаще проглядывает солнце» [Православная газета, 2000: 4]. Комментируя данное высказывание, заметим, что место расположения храма на 23-м километре, промышленной окраине Кировска, может рассматриваться, скорее, как неудобное. Это обстоятельство требует адаптации, то есть оправдания. Изначально неблагоприятное место расположения компенсируется самой сутью объекта, и храм оправдывает свое существование тем, что изменяет качество места, в том числе влияя на природные условия. В текстах интервью с верующими воцерковленными информантами прослеживается идея о том, что Кольский Север оценивается как особая территория, которую не затронет наказание за исторический грех долговременной безбожности: Вот, не зря же у нас, именно у нас, здесь были храмы, то есть, в то время, когда везде запрещали ... у нас здесь храмы действовали. И сейчас такое, такое обилие храмов! Это, конечно, не спроста. Это нам за страдания наших предков, это они выстрадали, можно даже сказать искупили страшный грех разрушения всего (инф. № 13). Эсхатологические мотивы также находят отражение в текстах православных «церковных людей»: Спасение пойдет с Севера. Здесь и природа ... трудно .... северная. Люди здесь привыкли именно к тяжелым условиям. Именно Север сохранит чистоту веры православной, потому что юг уже нарушение устава. Ну, много 173
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz