Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))
Есть еще такая вещь. Одна моя знакомая, человек, казалось бы, не сильно религиозный, однажды сказала мне в горах. Эх, какая красота! Вот бы здесь бы храм поставить или часовенку! Я ей: Ну, приплыли, как красота, так сразу давайте храмы ставить! (инф. № 6). Радикальная позиция в отношении постройки и установки культовых сооружений может находить выражение в радикальных действиях: К примеру, у меня есть знакомые, я не буду говорить кто (говорит тише). Он ведут борьбу с крестами. Они сбивают эти кресты, которые повадились устанавливать везде, где не надо (инф. № 1). Оценка места расположения церквей в городском пространстве В представлении ряда невоцерковленных верующих информантов прослеживаются различия понятий «храм для души» и «храм для надобности». Одно из различий касается собственно места расположения культового здания. С одной стороны, место храма в городе должно быть близко, доступно. Желательно, чтобы он находился там, куда всегда можно попасть, «забежать, проходя мимо». С другой стороны, храм предполагает удаление от «мирской суеты», воплощением которого являются одинокая часовенка или храм на природе. В текстах невоцерковленных верующих высказываются мнения об идеальном для богослужения месте. Оно по своей сути не находит места в реальности и существует вне зависимости от обычных практических представлений об удобстве, доступности. Образ идеального места расположения храма выражает стремление уединиться от всего мирского: Вообще, самое подходящее место, мне кажется, это вот как раз природа. Какая-то возвышенность. Возле водоёма. И однозначно не подходят районы, где есть магазины. Что там я не знаю еще? Промышленные объекты. Жилые кварталы. Место должно быть довольно уединенным, красивым. Одухотворенным, окруженным природой. И не должно быть рядом ничего такого приземленного. То есть если ты выходишь из храма и упираешься сразу взглядом в рынок, то впечатление теряется сразу (инф. № 5). Обращает на себя внимание семантический антонимический ряд: к традиционно противопоставленному храму «торжищу» добавлены жилое (повседневное) и производственное («цивилизационное») пространства. В синонимическом же ряду с духовным пространством находится природное: Конечно, нужно возрождать храмы и возрождать духовность. Вообще, хотелось бы построить храм где-нибудь подальше от цивилизации, на природе, храм нужен для души, посидеть подумать о душе ... (инф. № 4). Таким образом, городское пространство ассоциируется с «бездуховным» и нечистым местом как таковым. Это является распространенным мотивом в русской фольклорной традиции и апокалиптической литературе [Ахметова, 2010: 94]. Можно проследить границу между миром людей, где сопряжено все суетное, греховное, и миром природы, которая воспринимается как место более чистое, в том числе в прямом «экологическом» смысле: ... Очень интересно в горы ходить. Я очень люблю в горы ходить. Вот очень хочется найти такое место, где не видно, где дымятся трубы наших фабрик, где не видно хвостохранилища, где бы просто хотелось бы посидеть поближе к Богу и подумать, вот я бы там тоже храм бы построила, но пока 172
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz