Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))

У православных верующих одухотворение территории часто связывается с демонологическими представлениями о том, что окружающий мир наполнен злыми силами [Тарабукина, 2000]. Современный период расценивается как время присутствия и доминирования, «сгущения» темных сил: Ну, тут, наверно, не просто все. Ну, вот я стала про саамов говорить. Тут идет сильная борьба добра со злом. И, видимо, в какие-то периоды истории тут был перевес то одних сил, то других. Что тут можно сказать. Очень хочется, чтобы сейчас светлые победили (смеется) (инф. № 4). В сложившейся картине мира воцерковленных верующих все земное пространство захвачено дьяволом, за исключением святых мест. К святым местам относятся культовые постройки: церкви, часовни и т.д. На них сатанинские силы не распространяются, там происходит вечная борьба за душу каждого человека [Тарабукина, 2000]. Город Апатиты как наукоград подлежит особой оценке верующими воцерковленными информантами. Он воспринимается сквозь призму атеистического прошлого, которое находит свое отражение в настоящем, а соответственно может влиять на будущее. При этом академическая среда воспринимается как часть исторического атеизма XX века, препятствующая увеличению количества верующих людей. Поскольку современное общество секулярно, для него характерно более или менее четкое разграничение науки и религии. И достижения в области науки трактуются как знамя в борьбе с религией [Ахметова, 2010: 63]. В этой связи академическое пространство интерпретируется как демонологическое, ученым приписываются функции демонов: Ну, в таком академическом городе, как наш, должно быть даже не четыре храма.... Я не знаю, восемь III Соб.: А почему?! Инф. : А потому что люди, если не все, то большая часть людей должна посещать храм (инф. № 3). Следовательно, территорию Севера, захваченную злом, необходимо постоянно одухотворять. Кольская земля, с ее непродолжительной православной традицией, нуждается в активной пропаганде православного вероучения. Отсюда вытекает «опредмеченная потребность»: территорию можно одухотворить через постройку культового объекта (мотив одухотворения территории). Так, постройка нового храма в г.Кировске воспринимается как симптом духовного возрождения жителей Кольского Севера и актуальная практическая задача, и она становится частью социальной политики градообразующего предприятия [Шишкина, 2009]. «Одухотворение» православными верующими территории Кольского полуострова вызывает в ряде случаев негативную реакцию у информантов с атеистическим мировоззрением: Меня дико удивляет, поражает стремление отдельных наших личностей ставить кресты на горах. Я просто, я не понимаю. Наверное, они тут пытаются что-то окрестить, освятить. Но мне это дико не нравится. Во-первых, это нарушает самобытность природную. Ну и потом это зачем. Давайте сюда придут мусульмане что-то свое поставят. Потом еще там кто- то. Зачем превращать природу в храм, я этого не понимаю. Там за «Атлетом», наверное, была бы уместна менее помпезная церковь (инф. № 5); 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz