Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))

«Говоря о ситуации тотального разорения духовной составляющей жизни на Терском берегу, сложившейся после времен воинствующего атеизма, и необходимости ее восстановления, становится очевидной потребность в новой христианской миссии на Крайнем Севере. Невольно напрашивается параллель со временами далекого средневековья. Тогда, в XVI веке, Феодорит Кольский и Трифон Печенгский принесли сюда свет христианского учения, вступив на берега, населенные языческими племенами сколт-саамов, или, на русский манер, восточными лопарями» [Баданин, 2010: 56-57]. Одновременно Кольский Север представляется как «архаичная зона» русской культуры, место, которое сохранит православные традиции в «чистом виде»: Чистота во всем - и в молитвах и в посте. А судить нельзя, наверное, а тем более по-простому. Может у нас здесь чувствуется. А там зачастую не видишь всего этого. Так показные. Ну, я не уверена всюду ли так, но всегда писали, что Север сохранит веру и оттуда пойдет спасение (инф. № 10). Мифология Севера как территории, «чистой» в духовном отношении, базируется на оппозиции «центру», с которым ассоциированы негативные черты «цивилизации». Эта идея поддерживается этнографическими исследованиями, в которых Север утверждается в качестве анклава традиционной русской культуры (см., например, работы Т.А.Бернштам [1983], С.И.Дмитриевой [1988] и др). При этом, если в этнографических трудах речь идет об ареалах распространения собственно русской крестьянской культуры (прежде всего, Архангельской губернии, а также Олонецкой и Вологодской), то в данном случае Кольскому Северу - по умолчанию - приписываются свойства Русского Севера в целом, в противоречии с тем, что утверждается в отношении его «саамского» и «безрелигиозного» прошлого. Понятие «Север» выполняет свою интегрирующую роль. Противоречие снимается идеей о том, что все молодое, новое («новообращенное») дает важный импульс к развитию (обновлению) и потому связано с миссионерством. Понятие «миссия Севера», постоянно используемое в духовных текстах, хорошо знакомо многим верующим информантам. Миссия эта - охранительная: Соб.: Как вы думаете, есть ли у Севера особая миссия? Инф.: Да, она, естественно, есть. Вот всякое государство, оно прирастает. Здесь на Севере люди совсем другие, чем на юге. Да? Это начинаешь замечать, когда видишь их. Мы здесь немножко другие. И, наверное, в этом миссия. Когда там города прирастали деревнями. Там Ломоносов с глубинки пришел и поднял российскую академию. Так и сейчас Север у него особая миссия - хранительницы (инф. № 3). Оценка пространства Итак, духовная миссия Севера, по мнению верующих воцерковленных информантов, охранительная. Ее задача - сохранить веру в «истинном» виде. Задача достаточно трудная, поскольку все пространство Кольского Севера понимается как «нечистое»: «<...> Кольский Север, Крайний Север - это особое пространство, это вотчина князя тьмы. Древняя вотчина, здесь, на Севере, воздвиг он престол свой, чтобы сесть в сонме богов <...>. Здесь, в этих местах идет борьба двух сил...» [Баданин, 2004]. 170

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz