Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))

если бы не стало органичной и в то же время направляющей частью этнической культуры» [Листова, 2001: 189]. Дополнительный аргумент отрицательного отношения к постройке церквей носит «количественный» характер: Слишком много стало церквей! Ну, куда их столько? У нас и народа-то столько нет... (инф. № 2). Таким образом, число храмов должно соответствовать численности населения, а население Кольского Севера признается немногочисленным. Демографических подтверждений не требуется, поскольку само утверждение является риторическим. С точки зрения тех воцерковленных верующих, которые имеют отношение к образовательным структурам и краеведению, история колонизации края ассоциируется с началом русской православной истории. Православная история для них и есть история России, и в этом смысле история Кольского Севера проигрывает в «глубине» истории других регионов - центральных и южных: В Белгороде есть православные школы, православные гимназии. Мы посетили три школы там, они показали нам свою работу по духовно­ нравственному воспитанию. В принципе, я думаю, знаете, что здесь, у них - благодатная почва. У них очень благодатная почва. Ведь они вот на краеведческом материале, на богатейшем, вот могут выстроить... Они так и делают. У них музеи краеведческие. Вот мы были в доме творчества. У них вот это краеведение, они его используют на всю катушку. И у них очень богатый, вот эта прослойка очень богатая такая. Ну, если сравнивать с нами, у нас, конечно, история, немножко исторически, у нас другое, у нас есть история. Хоть какая, хоть она глубокая, неглубокая. Хоть какая. Может быть, нам надо еще больше в этом плане работать (инф. № 12). Таким образом, задача религиозных краеведов состоит в возделывании не вполне «благодатной» почвы региональной истории с тем, чтобы вписать ее в историю национальную. Сравнение Мурманской обл. с другими частями страны по критерию наличия/отсутствия традиций является достаточно распространенным: Ну, здесь в каком плане труднее. Здесь нет традиции. Здесь люди не жили. Вот на юг приедешь, там люди живут веками. Там эти дома, им там по 300-400 лет. Там люди более гордые, им хочется выпятиться... (инф. № 3). Особым мнением обладают некоторые представители местного духовенства: < ...> Так что жития подвижников Кольского Севера, они настолько благодатная почва для воспитания детей, именно на правде <... > Мы имеем целый сонм прославленных подвижников Севера, и основная масса этих подвижников приходится на XVI век (записано И.А.Разумовой). Следовательно, во многом духовное пространство Кольского Севера воспринимается населением через его историю. С точки зрения представителей духовенства, это история жития Кольских святых. Современность, начавшаяся после периода длительной безбожности, ассоциируется с самым началом православного миссионерства. Для данной группы информантов характерны цикличное понимание истории и признание необходимости возвращения к «истокам» христианизации: 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz