Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))

довольно хорошо [Змеева, 2009; Разумова, 2006, 2010]. Однако этнографические исследования оценки Кольского Севера как духовного пространства отсутствуют. Поэтому целью нашего исследования было выявление отношений, мнений и оценок жителей городов Мурманской обл. к Кольскому полуострову как к территории для постройки православных храмов. В основу статьи положены полевые материалы (тексты 36 интервью), собранные автором в городах Мурманской обл. - Мурманске, Мончегорске, Апатитах, Кировске, Полярные Зори. Сбор материала осуществлялся в 2010- 2014 гг. Основным методом исследования стало проведение простого полуструктурированного интервью. В качестве информантов выступили жители городов Кольского полуострова. Отбор информантов осуществлялся методом снежного кома (snowball sampling). К участию в исследовании привлекались представители различных групп населения. Дополнительными методами исследования стали анализ пресс-публикаций и краеведческих трудов. Исторический фактор Анализ полученных интервью позволяет говорить о том, что восприятие Кольского Севера как «исторически» безбожной территории сказывается на формировании оценок и представлений о процессе храмостроения. Закономерно наблюдаются разные типы дискурсов в зависимости от субъектов высказываний. В нашем исследовании мы сделали попытку выявить точки зрения разных категорий жителей на характеристику территории Мурманской обл. как духовного пространства. Основное внимание было сконцентрировано на текстах православных верующих воцерковленных людей, а также невоцерковленных верующих. Для сравнения использовались высказывания информантов с атеистическим мировоззрением (по самоидентификации). При рассмотрении дискурсов выявлялся аксиологический аспект высказываний. Основываясь на убеждении, что коренным народом являются саамы, ряд информантов придерживаются мнения, что Кольская земля не православная и церквей стало слишком много. «Безрелигиозность» территории, таким образом, аргументируется исторически и этнически: духовная история региона ассоциирована с коренным населением. В категорию тех, кто с этих позиций негативно оценивает рост числа церквей, входят в основном невоцерковленные верующие, а также атеисты. Для последних рост числа церквей является показателем усиления церковной организации и ее представителей, отношение к которым может быть резко критическим: Я к РПЦ негативно отношусь, особенно к повсеместному крестостроителъству и засилью лицемерных попов-фанатиков. Не православная это земля, чтобы ее застраивать церквами. И саамов крестили, их не спросив. У меня большинство знакомых такого же мнения придерживаются (инф. № 1). Действительно, история христианизации Руси, в том числе и Русского Севера, с точки зрения историков и этнографов, свидетельствует о том, что распространение вероучения, подчинение мирян его нормам зачастую приходилось проводить приказными методами. Вместе с тем, по утверждению Т.В.Листовой, «ни одно церковное установление не стало бы подлинным руководством к действию, не смогло бы определять мысли и поступки мирян, 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz