Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))
по мнению Булдакова, происходят из местной культуры и являются собственно региональными памятниками, не вызывая противоречий по отношению к основной (канонической) форме православия. По мнению О.В.Грашевской [2013], которое соответствует историографической традиции, преемственность православной культуры на Кольском Севере значительно слабее, нежели в соседних регионах (Вологодской и Архангельской областях). Ряд историков неоднократно отмечали, что Кольский полуостров долгое время оставался безрелигиозной территорией, на которой лишь в XV веке появляются первые очаги православия [Андреев, 1920; Гордиенко, 1986 и др.], связанные с активным заселением края русскими [Ушаков, 1994]. Первые свидетельства о специфических чертах православной традиции на Кольском Севере относятся ко второй половине XIX - началу XX вв., их находим в работах С.В.Максимова [1859], Н.Я.Данилевского [1862], В.И.Немировича-Данченко [1877], К.К.Случевского [1897], П.Б.Риппаса [1899], В.Ю.Визе [1912] и др. История православной культуры на Кольском полуострове является сложным процессом, который можно разделить на различные периоды. В частности, XX век стал для православия на Кольском Севере непростым временем, включающим практически полное уничтожение церквей в начале века и их восстановление, а также активную постройку новых в конце века. В 1917 г. на Кольском полуострове насчитывалось 53 православных храма [Ушаков, 1995]. К началу 1940-х гг. в Мурманской обл., в результате новой религиозной политики государства, не осталось ни одной действующей церкви [Бардилева, 2000]. После Великой Отечественной войны действующих храмов было четыре - в городах Кировске, Мурманске, Коле и Ковде. Благовещенский собор в Коле и Никольская церковь в Ковде были закрыты в 1960 г. [Грашевская, 2013]. Значительный рост количества храмов на Кольском полуострове отмечается в 1995 г. - после появления Мурманской и Мончегорской епархии, [Мурман Православный, 2004]. На тот момент в области уже действовала 21 церковь. На сегодняшний день на Кольском полуострове действуют 72 храма1. Вполне закономерной можно признать существующую тенденцию к увеличению числа церквей. Количество храмов, их архитектурный дизайн, история создания подлежат оцениванию, нередко становясь предметом дискуссий среди населения. Появляясь, храм меняет городское пространство, становится частью городской культуры и социальной жизни. Не случайно М.В.Пулькин рассматривает строительство церквей как «сложный процесс поиска компромисса между традицией и законодательством, необходимостью строительства храмов за счет прихожан - на основании их «самопроизвольного желания» - и административным сдерживанием их инициативы исходя из возможностей полноценного обеспечения клира будущей церкви»« [Пулькин, 2009: 19]. Кольский Север с точки зрения его оценок населением как территории, обладающей определенными социокультурными характеристиками, изучен 1 Данные взяты с сайта Мурманской и Мончегорской епархии (URL: http ://www.mmeparh. ra/node/24/). 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz