Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))
УДК 316.65:26(470.21) А.С.Давыдова КОЛЬСКИЙ СЕВЕР КАК ТЕРРИТОРИЯ ДЛЯ ХРАМОСТРОЕНИЯ: ОТНОШЕНИЯ И ОЦЕНКИ Аннотация Представлены результаты исследования отношения (включая мнение и оценки жителей городов Мурманской области к Кольскому полуострову как к территории для постройки православных храмов. В основу статьи положены полевые материалы (тексты интервью), собранные автором в городах Мурманской области - Мурманске, Мончегорске, Апатитах, Кировске, Полярные Зори. Были выявлены точки зрения разных категорий жителей на характеристику территории Мурманской области как духовного пространства. Проведенное исследование позволяет говорить о том, что территория Кольского Севера как духовное пространство воспринимается информантами сквозь призму истории. Духовная история края находит различное отражение в текстах интервью, в зависимости от религиозной идентификации. Ключевые слова: Кольский Север, религиозная идентичность, духовная история, культовые постройки, строительство церквей. A.S. Davydova KOLA NORTH AS THE AREA FOR TEMPLE CONSTRUCTION: ALTITUDE AND EVALUATION Abstract Results of the research reveal attitudes, opinions and assessments of the urban residents of some towns in the Murmansk Region to the Kola Peninsula as the area for orthodox temple construction. This article is based on the interviews collected by the author in following towns of the Murmansk region: Monchegorsk, Apatity, Kirovsk, Polarnye Zori. The research has also identified different points of view on the Murmansk region as a spiritual place. It has also been concluded that the territory of the Kola Peninsula seeing as a spiritual place is perceived by the respondents through history. Spiritual history of the region is reflected in different ways depending on the religious identity of the respondents. Key words: Kola North, religious identity, spiritual history, religious buildings, temple construction. В последнее время существенно активизировалось изучение православия на Севере России [Пулькин, 2009], в том числе и изучение народного православия, которому посвящено большое число работ [Теребихин, 1991; Щепанская, 1995; Панченко, 1998; Тарабукина, 2000; Мороз, 2004; Шеваренкова, 2004] и др. Данные тенденции появляются и в Мурманской обл. Существует точка зрения [Булдаков, 2001], что в Заполярье формирование православной культуры протекало иначе, чем на землях Русского Севера. На Крайнем Севере этот процесс не был осложнен заметными трансформациями религиозной традиции, отклонением от канонов, заимствованных у других конфессий соседних западноевропейских регионов или из языческих традиций местного населения (саамов). Многие формы православной традиции, 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz