Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))

автомобиль убил. Просто?» (Андрей Мамай, 13.11.2013 г., 10:59, г.Кировск)29. Кроме того, в них присутствует установка на виновность водителя в любой ситуации: «Кто сбил тот и виноват, не пешеход наехал...». В результате дискуссия перетекает в плоскость общения между «профессионалами» (водителями) и «непрофессионалами» (как правило, пешеходами). Попытка представить ситуацию в виде всем известной формулы: «Автомобиль - объект повышенной опасности, а пешеход всегда прав», - не находит достаточной поддержки. По мнению автолюбителей, а также сочувствующих пешеходов, водитель, в конечном итоге, оказывается еще большей жертвой, чем погибший. Чувство вины, таким образом, оказывается насильно приписанным ему, у него нет другого варианта, кроме как чувствовать себя виновным (не только потому, что человек погиб от удара об его автомобиль, а еще и потому, что «он знает, кого он сбил»). Водитель в подобной интерпретации оказывается «без вины виноватым», а перераспределение и переоценка виновности - зависимыми от будущего (водитель продолжит «жить с...», а «погибшему теперь все равно»). С одной стороны, погибший является жертвой трагического события, у него больше нет жизни. В данном случае снимается вопрос о жизни или смерти, обсуждается вопрос об испорченной жизни (водителю - тюрьма, тяжесть воспоминаний, страх и т.д.), которая в перспективе тоже перестает быть жизнью (наступает символическая смерть). В подобной ситуации перераспределение или даже совмещение ролей виновника и жертвы перестает быть актуальным. Безусловно, пострадавшими местные жители признают пассажиров автомобиля (по некоторым данным, в автомобиле находилось двое, кроме водителя). Главный аргумент - от их действий ничего не зависело. Однозначность же в оценке ролей водителя и пешехода зависит от применяемой или приписываемой «для себя» роли комментатора. В зависимости от распределения функций и ролей, позиции участника в происшествии, отношения к ситуации, а также степени знакомства с погибшим самих комментаторов можно разделить на следующие категории. По распределению функций и ролей: а)водители; б) пешеходы; в) пассажиры. По способу и степени участия: а) непосредственные свидетели ДТП; а) зрители/читатели. По степени знакомства с жертвой: а) знакомые; б) друзья, коллеги; б) не знакомые с жертвой. По отношению к ситуации: а) сочувствующие погибшему, пострадавшим (водителю и пассажирам), таксисту (который «теряет время и деньги с подобными клиентами», если он их вынужден высадить или они сами покидают транспорт), ситуации. 29 Комментарий к новости «Роковое такси UPD - нашли водителя». Новость размещена 11 ноября 2013 г. в 08:44 на сайте http://www.opentown.ru/news/7iFl8311. 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz