Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))

от мест погребения горожан. Но само по себе соседство кладбищенского пространства является дополнительным основанием ощущать место как «неспокойное», что сказывается на отношении ко всему 15-километровому пути. Одним из определяющих факторов местные жители считают «исторический». Он связан, прежде всего, с начальным периодом пребывания в Кировске и его окрестностях спецпереселенцев. Нередки высказывания: «дорога на костях», «здесь всё на костях спецпереселенцев», «под каждой шпалой здесь человек погибши» и т.д. В конечном итоге подобные формулы приводят к мысли о некоей дани погибшим в годы активного промышленного освоения центра Кольского полуострова или возмездии за смерть «невинных». Дополнительным стимулом к восприятию дороги в качестве площадки трагических событий является то, что аварии зачастую происходят в одних и тех же местах (по принятой в Кировско-Апатитском районе терминологии, на том или ином километре дороги). На сегодняшний день горожане определили несколько подобных мест, где часто происходят столкновения автомобилей, и заканчиваются эти столкновения смертью автолюбителей или их пассажиров (чаще всего фигурируют 5-6-й и 9-й километр). За первое полугодие 2013 г. на дороге Апатиты - Кировск «произошло 62 ДТП... <...> В этом году в ДТП погибли семь человек, <...>, различные травмы получили 83 человека...» [Кратко, 2013]. Среди происшествий 2013 г. наиболее резонансным стало ДТП с участием пешехода, которое произошло на одном из так называемых «трагических» участков дороги. Материалами для его рассмотрения стали различные печатные и Интернет-публикации регионального уровня (прежде всего, городские), в которых в каком-либо виде была размещена информация о ДТП. Большую часть анализируемых текстов составили комментарии жителей городов области, посвященные обсуждению тематических статей, а также комментарии, сохранившиеся на региональных форумах. Особое место занимает анализ свободных спонтанных высказываний. Сюжет связан с трагической гибелью журналиста местного телевидения. Автомобильная дорога, кроме всего прочего, не оборудована пешеходными дорожками. Этот вопрос часто обсуждается жителями городов, причем тема становится актуальной в летний период, когда активизируются пешеходы и велосипедисты. Итак, в отсутствие пешеходной зоны, в уже начавшийся зимний период на 5-м километре (по некоторым данным, 6-м) автомобильной дороги Апатиты - Кировск около 4 часов утра 6 ноября 2013 г. был сбит пешеход. Первоначальные сводки гласили: «Авария произошла минувшей ночью на 5-м километре автодороги. Автомобиль Mercedes Benz Е280, двигавшийся по направлению к Кировску, насмерть сбил по неизвестной причине оказавшегося на проезжей части пешехода» [Меркулова, 2013]. Немаловажным фактом в развитии ситуации явилось то, что имя жертвы в течение довольно длительного времени оставалось неизвестным; более 12 часов не появлялась официальная информация. Опознание погибшего было представлено в СМИ как случайное. Удивительно, что смерть человека фиксировали на месте ДТП, его осматривали медики, представители других служб, те, кто транспортировали тело в больницу (морг), и никто не увидел, не узнал в погибшем известного журналиста. Никаких предположений не возникло, публичная личность осталась не замеченной в цепочке официальных «свидетелей». В новостях была представлена версия обнаружения погибшего 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz