Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))

специфики речи молодеж и, но и слиш ком больш ой, пугающ ей серьёзности темы , в беседах и отдельны х вы сказы вани ях часто звучит ирония (стёб): «Да, допустим, как у варваров у мужчин оружие клали, чтобы он там пошёл в воины и вся фигня. Тоже неплохо, можно что-нибудь вместе в могилу закопать, это прикольно. <... >. П.: Мы тебе геологический молоток положим, что-нибудь в рюкзак и камни. Р.: То, что меня характеризует, что я буду там рюкзак, камни, молоток, зашибись, ребята» (2); «Я несерьёзно отвечу, я просто боюсь стать зомбаком. Есть мозги, мало ли, может быть, лучше сразу сгореть. <... >. Вон эти шаманы вуду или африканцы, мёртвых они как-то оживляют» (3) и т.п. Д ругой особенностью является частое обращ ение к прецедентам - историческим , этнограф ическим , литературным . Оно характерно для лиц с вы сш им образованием и студентов и свидетельствует как об уровне информированности , так и о бы тующ их стереотипах. Н апример, рассуж дая о том, следует ли класть в гроб умершему какие-либо вещи, информант замечает: «египтяне же делали это, значит, это что-то значит» (2). Д ругой поделился таким и размыш лениями: «Я подумал немного <...>, и я понял, что эта вся печаль по поводу ухода человека, она связана с культурой. Если бы это произошло, скажем, в Мексике, то вместо трагической музыки и слёз было бы празднество с весёлой музыкой» (9). У некоторы х информ антов прецеденты связаны с какими -то реальным и знаниями о м естны х этнических традициях регионов, откуд а переселилась на Север семья: «если гроба бы не было вообще, людей хоронили как, например, кстати, было принято у коми-пермяков, я точно не помню, хоронили в холщовой ткани, в льняной. Заворачивали в ткань, вроде как гробы не использовали, как минимум, до прихода русских, и я совершенно не против отказа от гроба» (1). Д ругие обращ аю тся к историческим сведениям , которы е м огут быть или обобщ енно-стереотипными , книж ными , «кинош ными», или полученными в виде ж ивого предания, наприм ер, из сем ейной истории: «мне почему-то кажется, что так, не зря же все наши предки там на Руси и так далее, они всех старались сжигать. Либо на плот и в воду пускали и поджигали, огонь очищает» (3); «Раньше как вообще хоронили людей? Уменя бабушка рассказывала, допустим, похоронили, поставили деревянный крест, стоит, потихонечку зарастает, всё падает, и через сколько-то лет сверху могилы ещё одну могшу роют и дальше. Не заморачивались как сейчас, памятники ставят, поэтому я хочу, чтобы меня кремировали» (2). Понимая, что погребение укоренено в культуре, современная молодежь ищет обоснование собственного отношения к обряду в практиках прошлого своего народа, будь это полумифические «предки» или односельчане прародителей. Список информантов 1. М ужчина, 30 л., г.Апатиты , образование высш ее. 2. М уж чин а 27 л., г.К овдор, образование высшее. 3. М ужчина, 22 л., г.Апатиты , образование высшее. 4. Ж енщ ина, 22 г., г.Апатиты , студентка. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz