Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))

скорби, соболезнования близким, стихи и т.д.) и презентаций. В молодежной среде сложились новые формы (презентативные и непосредственно коммуникативные) ритуального сопровождения события - как во время погребальных мероприятий, так и в последующий поминальный период. Отношение к традиционным поминкам в день похорон соответствует отношению к обряду в целом. «Традиционалисты» констатируют, что все было так, как принято. К «принятому» относят еду, включающую кутью и кисель, алкоголь, речи, или, как чаще говорят, воспоминания. Одна из информантов заметила, что это был «вечер воспоминаний о хорошем человеке ». Поминание едой (обязательно пирогами) и алкоголем на кладбище после погребения также считается нормативным: «Там пирожки были, в общем, выпить, закусить, всё это было, естественно» (5), - как и раздача еды, и угощение алкоголем рабочих на кладбище. Многолюдность поминок оценивается неоднозначно. С одной стороны, она указывает на отношение окружающих к умершему, с другой стороны, заставляет предполагать, что люди приходят отнюдь не для того, чтобы выразить скорбь и сочувствие близким, а только так, по мнению информантов, это должно быть. Оценивается, обычно женщинами, поведение присутствующих как соответствующее или не соответствующее ситуации: «Похоронив [имярека], все поехали в столовую, поминать. Народу было около ста двадцати человек. Пришли те, кто даже с ним плохо общался. Всем, на мой взгляд, было не то чтобы весело, но какое-то безразличие. Меня это удивило» (4). Другая категория информантов, не отрицая правомочности традиции, отмечает дискомфортность ситуации поминок для себя лично. Такое отношение мотивируется публичностью мероприятия и употреблением алкоголя: «там все пьют, а я совсем не хотел пить, да и это глупо <... >, не поминки, просто я как-то не хотел находиться в этот день в кругу большого количества людей, которые пьют и так далее. Да, просто не хотелось там находиться, я просто пошёл домой и всё» (10). Отметим, что о выпивке на поминках отрицательно высказываются молодые мужчины: «Я даже не понимаю вообще смысл этого всего, какое дело кому-то уже до этого? Давайте выпьем за него, ему уже всё, ничего не надо. Это грешно выпивать за него и венки эти ставить. Прикинь, допустим, в загробной жизни, куда-то попадает в рай или в ад, а тут ему венок преподносят, типа он должен выпить. А употребление алкоголя - это не very good» (2). Критически настроенные информанты считают, что поминки - «пережиток» или, по крайней мере, сугубо семейное дело: «всё довольно-таки просто, умер человек и умер, зачем ему приглашать, собирать кучу людей, чисто получается, семейное дело. Меня, отца, мамы, сестры. Да, можно уже бабушки, дедушки, а остальных зачем причислять?» (2). В отношении собственных гипотетических поминок информант высказался так: «Опять-таки, сожгли, собрали в урну, чокнулись с ней, опять-таки скромненько, супчика полакали, родственники собрались, обычный ужин провели, вот и поминки» (2). В завершение отметим отдельные дискурсивные особенности, которые обращают на себя внимание в разговорах с молодыми людьми (в первую очередь, с мужчинами) на интересующую нас тему. Очевидно, в силу не только 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz