Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))
назад отдала мне бабушка и сказала, чтобы я, когда её хоронить будут (.) кинула ей в могилку» (6). Смерть и похороны близких включают молодых участников в специфический тип ритуальных отношений: между живыми и умершими. Одно из первых проявлений данных отношений, если оставить в стороне собственно мифологические сюжеты и символические «знаки присутствия», - это решение самим умершим проблем практического свойства, связанных с похоронами: «мне (мама. - И.Р.) сказала найти узелок, который бабушка приготовила ещё лет десять назад себе на похороны. Рассказала, что бабушка оформила доверенность на неё на свою книжку. Поэтому свои похороны оплачивает сама бабушка <... >, бабушка позаботилась обо всём, нам не пришлось занимать денег, просить их у предприятий, где работала бабушка, просить о помощи кого-нибудь» (6). О ритуальной атрибутике Знание ритуального сценария, его содержательных элементов и атрибутов является экспертным. Пространственно-предметная среда, последовательность действий, названия обрядовых реалий для большинства (исключая организаторов) остаются неясными: «Р.. Я помню, когда отпевали его, не отпевали, а все когда пришли где (.) это. И.: Ритуальные услуги? Р.: Где сначала забираешь. И.: Да, в морге мы были, там батюшка отпел вот эту вот» (3). Непонятна, в первую очередь, церковная процедура, хотя отпевание практикуется в подавляющем большинстве случаев: «И.: Как относишься к отпеванию? Р.: Никак, не знаю, что это такое, и даже знать, скорее, не хочу» (1); «священнику было выделено определённое место, и он там установил стойку для книги, и он начал обычную свою церковную процедуру, вот этим ладаном, насколько я понимаю, и ещё чем-то <...>. И так подходя к каждому по очереди делал этот обряд. Ну, и общие какие-то отпевьі для всех делал»4 (9); «нас сначала не пускали, потом там батюшка пришёл, совершил там свои какие-то ритуальные действия» (11). Погребально-поминальная атрибутика воспринимается молодыми информантами как излишняя, «пережиточная», бутафорская и показная; большинство высказываются в пользу «простоты» обряда и «естественности» атрибутов: «К венкам и памятникам я отношусь не то чтобы отрицательно, но мне это не близко. Гроб чем проще, тем лучше <... >. Если гроба нет, ну нет и нет. А венки мне просто не нравятся, не нравятся просто чисто эстетически» (1 ); «Было много венков. И вот это как раз всё очень омрачняет, ну, лучше бы это всё были цветы. Венки как-то смотрятся достаточно убого» (10). Примечательно, что подобную оценку у некоторых информантов получают новые формы выражения скорби в социальной сети, прежде всего, оформление аватарок «Вконтакте», выставление фотографий, ритуальные тексты-статусы: 4Речь о коллективном погребении. 119
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz