Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))
цветов, как и по числу людей, которые пришли на прощание, реже - телеграмм соболезнования. В общих суждениях многие информанты вполне традиционно ссылаются на то, что «у нас» («у русских», «в народе» и т.д.) так принято: «В нашей стране принято ложитъ в гроб те вещи, которые могут понадобиться умершему на том сеете. Мы тоже не исключение - положили в гроб сигареты, зажигалку, иконку, расческу и одели костюм и <... > новые кроссовки» (15). Разумеется, все подобные названным обрядовые действия и атрибуты заслуживают комментария, но в данном случае нас пока интересовал только примерный спектр «общепринятого». В рассказах о похоронах часто присутствуют указания на то, что работники морга, ритуальной сферы, рабочие кладбища, работники кафе, в котором заказывали поминки, «сами знают, что делать», «сами все сделали». В конкретных случаях к экспертам относят представителей предприятий и учреждений, которые занимаются организацией похорон, просто опытных людей, которые «часто хоронят», и, разумеется, старших в семье - прародителей. В одной записанной вскоре после похорон семейной беседе внучка упрекнула бабушку в том, что та ей заранее не объяснила правила поведения во время похорон. Близкие родственники едут на кладбище в катафалке вместе с гробом, они последними уходят с могилы - незнание этих и некоторых других правил вызывало ее замешательство в процессе проведения обряда (16). В реальности семейные представления о том, что принято и правильно, значительно варьируют. Еще один тип отношения к обряду можно назвать «отстраненным соучастием». Он характеризуется достаточной степенью рефлексии, умеренным стремлением мотивировать обрядовые предписания (нередко - иронично) и, в общем, равнодушным их исполнением при необходимости поддержать этикет и уважение к старшим: «Бабушка завесила дома все стекла, а также мониторы от компьютеров и телевизора. Зеркала еще ладно, а мониторы зачем?» (8); «в течение десяти дней после смерти в доме не включаем телевизор, радио, магнитофон, на вопрос, почему - получил исчерпывающий ответ: "У нас так принято"» (17). Среди информантов не встретилось таких, чью позицию можно было бы полноправно назвать «включенным соучастием». Данная позиция предполагает более или менее уверенное знание обрядовых норм и смыслов ритуальных действий. Кроме того, не было воцерковленных православных или компетентных представителей иных конфессий, чья точка зрения отличается от массовой и определяется каноном. Отчасти к категории «включенных» можно отнести тех, для кого в контексте горестной ситуации (а может быть, и вне ее) символическими, сакральными смыслами наделяется все, что связано персонально с умершим родственником. Они беспокоятся о «правильности» соблюдения обряда, консультируясь, например, в церкви. Такое поведение отличает женщин, и большей частью оно касается отношений первой степени родства с умершим (дочь - мать; мать - ребенок; сестра - брат или сестра), а также невеста - жених, но чаще всего - внучка - бабушка. Все завещания бабушек безоговорочно и тщательно выполняются: «Уменя с собой была баночка из-под кофе «Чёрная карта», полностью заполненная десяти- и пятидесятикопеечными монетками, эту баночку год 118
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz