Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))

Другими основаниями являются компактность захоронения урны, отсутствие памятника, «чтобы не заморачиватъся на всё это дело» (2), упрощенность процедуры погребения и минимизация физических и прочих усилий, в том числе по уходу за могилой, а также возможность избежать вандализма: «Вот как представлю, все эти венки, цветы, гроб надо заказывать, слёзы, могилу надо копать, а так вышел твой родной человек, взял, пустил по ветру и всё, и опять же отпадает проблема каждый раз ездить на кладбище, чистить могилу. Допустим, ну да, сейчас снег сошёл, надо съездить посмотреть, что там, может могила просела, может ещё что-нибудь, какие-нибудь вандалы придут камней накидают, фотографию стырят» (11); «Купить участок, оградку сделать, памятник заказать, потом ещё «давайте, нужно съездить, помянуть его, нужно ему что-то привести на могилу». Это обязывает человека. И.: Ты не хочешь, чтобы тебе были обязаны? Р.: Чтобы я никого не обязал, чтобы туда ходили, и ещё своих детей притаскивать» (2). Информанты склоняются в пользу кремации не только по отношению к себе, но имея в виду и близких. В связи с такими установками высказывают сожаление, что в малых городах отсутствуют крематории: «мне очень печально, что у нас в Мурманской области и Петрозаводске, той же Карелии нет этих крематориев, только самый ближайший это Санкт- Петербург. <... >. Не то что далеко, это не проблема, если деньги есть, можно и на самолёте это всё сделать, но да, хотелось бы, конечно, чтобы крематорий был областной какой-то хотя бы» (3). Вместе с тем, если речь заходила о близких, информанты всегда уточняли, что способ погребения и соответствующий вид обряда должны соответствовать воле умершего: «это всё ещё зависит от человека, от его желания, если бы он захотел, например, как православный, чтобы его в земле похоронили, я бы не стал вмешиваться в его желания. И.: Так, а устраивать поминки, вот это бы всё, стал? Р.: Православные, наверное, пришлось бы. Потому что люди бы не поняли, если именно захоронить человека, то пришлось бы поминки и всё такое, следовать традициям. А так... » (3). При отсутствии волеизъявления считается правильным хоронить «принятым способом в данном месте», как люди скажут и т.п. Можно констатировать, что молодежь занимает достаточно гибкую позицию в вопросе о способе захоронения, особенно когда речь идет о других. Можно выделить несколько типов отношения к самой обрядовой процедуре, ее элементам и атрибутам. Один из них обозначим как «доверие традиции и экспертам» (если использовать молодежный лексикон - « главное, чтобы самим не заморачиватъся »). В этом случае на вопросы о том, что обращает на себя внимание в ритуале, что запомнилось и пр., информанты, особенно имеющие хоть какой-то опыт (но и не имеющие его), отвечают примерно так: «все, как обычно», «в основном все как по традициям, то есть привезли, бросали горсти земли, как принято, венки свои прилагали» (7). Выстраивается довольно короткий ряд «нормативных» действий и атрибутов, которые относят к традиционным: бросание всеми присутствующими горсти земли, наличие венков, раздача и бросание в могилу монет, крайне редко что-то другое. Качество похорон оценивается по количеству тех же венков, 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz