Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))
как-то не моё совсем, я вот жду, когда у нас в Апатитах построят крематорий, чтобы умереть» (11). В целом, можно утверждать, что участие в погребении знаменует новый этап социализации человека, связанный с включением в специфическое социальное поле, с освоением новых социальных ролей и с более глубоким пониманием различных социокультурных противоречий. Прагматики, философы, традиционалисты Что касается отношения к собственно ритуалу, его можно распределить на условные типы: 1) прагматичное, 2) «философское», 3) традиционалистское. Первый тип характерен больше для молодых мужчин, по мнению которых участие в похоронах обусловлено необходимостью физической, материальной и психологической помощи близким родственникам покойного: «№.: Ты считаешь, что не стоит тратиться на похороны? Р.: Почти не стоит, только на еду если, чтобы собрать всех вместе, разместить их, кого- то из родственников, лишний повод собраться вместе <... >, собрались, быстро скооперировались и сделали, деньгами помогли» (2). Тем же, по мнению «прагматиков», следует руководствоваться в скорбной ситуации при коммуникации в социальных сетях: «То что [имярек] умер, там реально нужна была помощь, тому него супруга молодая с ребёнком, там у них дофига кредитов, ипотек, в этом случае надо отражать. И то, в каком виде? Вот у меня умер друг, помогите, пожалуйста. Да нет, просто нужно помощь, те, кто надо, позвонят, спросят, помогут. А так, чтобы прямо возводить на себя аватарки, поставить свечечку... » (2). Второй тип отношения связан с определенной рефлексией по поводу посмертной судьбы человека (или, скорее, его физической субстанции), прежде всего, своей собственной: «я сейчас об этом особо не думаю, но первая мысль, которая мне приходит в голову, чтобы труп сожгли и развеяли пепел. Не то чтобы развеяли, а выкинули в море, в воздух, ещё куда-нибудь, <... >, но на самом деле, если этого не произойдёт, и меня похоронят каким-то классическим способом на обычном кладбище, я думаю, это будет не так плохо» (1). Если суммировать высказывания на эту тему, можно сделать вывод, что молодые люди предпочитают кремацию захоронению. Для этого находится ряд оснований. Кто-то считает, что захоронение тела делает его доступным для последующего «насилия» (доверие живым, таким образом, отсутствует), причем субъектом выступают некие «ученые» или медики (а может быть, антропологи): «это же насилие, я уверен, что меня не кремируют, а мои органы ещё отдадут кому-то другим. Кровь всю высосут, в итоге просто оболочка будет. В могилу засунут без скелета кожу просто. А так, сожгли и сожгли» (2). Предпочтительно, чтобы тело исчезло как можно быстрее (без «останков»): «Дауже не важно [развеяли или оставили. - И.Р.], главное чтобы кремировали. ... Я считаю, что душа после смерти ещё привязана какими- то вот этими нитями к физическому и материальному, и чтобы она быстрее покинула мир живых, в общем, чтобы она освободилась и дальше продолжила свой путь, нужно тело чтобы физическое растлелось. В земле это долгий процесс» (3). 116
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz