Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))
«мама <...>, завещание написала и мне рассказала, что она хочет, чтобы где, что было. То есть её вообще нужно было в Белоруссию везти к отцу. Она говорит, там как раз места на всех хватит» (2). Очевидно, что степень включенности в обряд, наделение его смыслами определяются позицией участника в социальном пространстве погребения. Информанты присутствовали на похоронах в ролях близких и дальних родственников, коллег и соучеников, в двух случаях - формальных организаторов (представителей учреждения). Последние хорошо знают порядок обряда гражданских похорон, добросовестно следуют ему и не вникают в историко-культурное обоснование. Ключевым в определении значения обряда является понятие «помощь». Когда похороны носят общественный характер, их организацией занимается значительное число посредников, включая представителей учреждений, администрации и т.д. При таком распределении функций близкие родственники оказываются в пассивной роли - аналогичной ритуальной. Ритуальное правило неучастия близких в непосредственной деятельности по погребению фактически не соблюдается в случаях частных похорон и не может соблюдаться в силу бытовых обстоятельств. Молодежь не осведомлена о подобных правилах (если это не студенты, изучавшие этнографию), но в старших поколениях о нем что-то знают: «Могилу копали, мужик пришёл, говорил, что плохо копать могилу, это родственникам, себе копаешь или что-то? Я матери выкопал, отцу выкопал, друзей пригласили, пока копали, бутылку водки раскатили. Да, тяжело, три дня снился отец» (2). Известен также запрет близким родственникам выносить гроб («будто бы смерти его радуются»), В таких случаях предпочтительна помощь друзей. Возникает, с одной стороны, противоречивая, с другой - вполне логичная ситуация: подготовительные манипуляции с мертвым телом передоверены профессионалам ритуальной сферы, а действия, связанные с гробом и могилой, желательно, чтобы производили если и не родные, то «свои», а не «чужие», в порядке помощи, а не оплаченной услуги: «И.3:Вы бесплатно копали? Р.: Да, я лучше сделаю, чем там заморачиваться. Тем более, я говорю, что там порода-то нормальная, почва, копай да копай» (2). Примером служит также эпизод, когда на похоронах молодого человека друзья отодвинули копателей - работников кладбища, чтобы самим «отдать долг» другу (11). В этой связи отношение к деятельности ритуальной службы неоднозначно. С практической точки зрения ее признают и приветствуют, особенно те, кто нуждается в физической, организационной помощи (женщины, в первую очередь). Одновременно наблюдается известное социальное отчуждение от нее по двум главным основаниям: связи со сферой смерти и коммерциализации данной деятельности: «Коммерция. ...Это бизнес, который никогда не умрет. Не прогадаешь. <...>. Это просто нас разводят на деньги, на чужой смерти зарабатывают деньги люди. Зачем это всё? Тем, кому надо - те помнят» (2); «И.: А ты обращался в ритуальную службу, может, за венком или за цветами? Р.: Нет, как-то я обхожу эту штуковину стороной, нет, мне не нравится вся эта, всё, что связано с загробной жизнью, всё это оформление 3И. - интервьюер, Р. - респондент. 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz