Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))
Нередки несовпадения оценок тех или иных действий участников похоронных мероприятий: «но единственное, что мне не понравилось, честно говорю, на меня очень большое впечатление оказало, как, во-первых, в церкви, нет, ну я, конечно, ничего не говорю, это правильно, может, делают <... >, очень не понравилась позиция служителей, которые там женщины, они подошли к бабушке и сказали: «А деньги можно церкви на пожертвования забрать?», - на что ответ был, конечно, отрицательный, потому что денег не было, это все очень дорого, и похороны очень дорогие, и услуги все очень дорогие. Ну вот очень не понравилось, я считаю это небольшой наглостью, я считаю, что деньги клались в гроб не маленькие и с чего церковь должна была их себе забрать» (7). Функционирование социального поля в ситуации погребения связано с объективными противоречиями, с одной стороны, между возможностями города и административным регулированием похоронной сферы, с другой - потребностями семей, причем не только экономическими, но имеющими мифо ритуальную мотивацию. В частности, они касаются выбора места захоронения. Родственники ориентируются на семейную форму захоронений из соображений удобства посещения кладбища и ухода за могилами, а также по культурно- психологическим основаниям. Состояние городских кладбищ далеко не всегда позволяет это сделать, что заставляет либо выкупать места «про запас», либо прибегать к нелегитимным практикам и связям [Елютина, Филиппова, 2010], либо смиряться с ситуацией: «Получить [место. - И.Р.] не сложно, если бы оно было, щас возникла, давно эта уже ситуация, что не хватает мест, а Москва не даёт, у меня просто знакомые там работают, Москва не даёт разрешение на расширение, говорят, что у вас там ещё есть место, столько гектаров, а народу мало захоронено. Кто-то выкупает и по два, и по три места» (5); «место на кладбище нам выделили по знакомству дяди Саши» (6). В случаях, когда не удается похоронить близкого рядом с родными, возникает оправдательный текст и требуется самоутешение, которое основывается на переинтерпретации значения желательного места погребения: «мы хотели ее вообще похоронить рядом с детьми, там, где они похоронены, там места вообще нет на этом кладбище, на девятом километре, мест не могли найти вообще, то есть и возможности похоронить ее рядом в этой же оградке с детьми не было возможности» (7); «Мы сразу решили, что бабушку будем хоронить на «новом» кладбище, хотя дедушка лежит на старом, в сторону Кировска которое, но бабушка никогда не просила похоронить её рядом с дедушкой, да и места там просто нет, мы с трудом у дедушки поставили маленький столик и лавочку. Место, если так можно сказать, оказалось очень удачное, на солнечной стороне, рядом с часовней и рядом с моим другом. Как мама говорила, бабушка всегда любша молодёжь и что ей рядом с ним будет очень весело, и они обязательно подружатся» (6). Если невдалеке оказываются могилы друзей, знакомых, они компенсируют отсутствие рядом ближайших родственников. Поскольку среди населения городов области очень высок процент переселенческих семей, практика транспортировки тел умерших на их родину является очень распространенной. На сей счет имеют устные и письменные завещания своих родителей и некоторые наши информанты: 114
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz