Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))
Оценки работы ритуальных служб (данные по г. Апатиты) варьируют в широком диапазоне, в целом тяготея к нейтральным. Можно обратить внимание, что у женщин и мужчин критерии частично различаются. Например, критикуя работников, мужчина скорее обратит внимание на качество подготовки места захоронения: «Всё на том же первобытном уровне. Ну-у-у, как-то всё неаккуратно, всё как попало» (10), а женщина заметит: «мне на всех похоронах не нравится, это как в ритуальном зале очень сильно красят покойников» (7). Еще одно неудобство, по мнению информантов, сопряжено с длительностью процедуры, особенно если похороны приходятся на зимний период: «было холодно, реально холодно, мы в машине сидели и грелись, пока эта вся церемония происходила <... >, и это всё происходило так долго» (3); «отпевали, на кладбище часа два, там все замерзли, помню я очень замерзла, март месяц был, вот прям ветер зараза был такой холодный, <... >, и вот часов в пять-шесть приехали на поминки, и вот сидели они там до упора, часов до десяти-одиннадцати. Можно сказать, целый день провожали» (1). Наконец, некоторые информанты (женщины) сетовали на затратность похорон (в несколько большей степени на эту сторону дела обращают внимание представители старших возрастных групп), связанную с высокой стоимостью ритуальных услуг в целом или с дороговизной конкретных материалов (в частности, песка для закапывания могилы). Расширение социального пространства Участвуя в погребении, молодежь приобщается не только к собственно ритуальной сфере, но включается в сеть специфических социальных отношений в том поле, которое создает данная ситуация. Во-первых, она актуализирует отношения родства, семейно-родственную кооперацию. Многие информанты утверждают, что достойное проведение погребения - это, прежде всего, результат взаимодействия и взаимопомощи родных: «Мы все были вместе, делали всё вместе » (6) и т.п. Как известно, именно похороны интегрируют родственников, когда утрачиваются многие другие формы коммуникации. Более того, они начинают рассматриваться как «повод» увидеться с близкими, рассеянными по разным регионам страны. По свидетельству одной информантки, с родственниками они не переписываются и не созваниваются, видятся редко, но, как она сказала, «по возможности стараемся приехать на похороны, где есть возможность увидеться с теми родственниками, с которыми давно не встречались» (14). Во-вторых, в погребальной ситуации четко очерчиваются сети социальной поддержки и выявляются различия между формальными, полуформальными и неформальными (дарообменными, дружескими) отношениями. Последние обладают высокой ценностью, особенно для молодежи. Неформальные молодежные общности в ситуации похорон проходят проверку на прочность [Барабанова, Разумова, 2013]. Наконец, высвечиваются социальные конфликты, которые в иных случаях не столь выражены: экономические, статусные, культурно-религиозные и т.п. Одна из информантов рассказала о потрясении, которое испытала на похоронах, наблюдая острый конфликт, связанный с наследством, между родственниками умершего и его вдовой (4). 113
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz