Труды КНЦ вып.21 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 2/2014(21))
I.A.Razumova «THE SIMPLER THE BETTER» (THE ATTITUDE OF MODERN YOUTH TO THE BURIAL RITUAL) Abstract The article considers the types of attitude of modern youth to the burial traditions. The social-anthropology investigation is based on current field materials collected in small northern towns. Participation at the burial is considered as the initiation situation for youth, because it is connected with the acquisition of new social experience. The author reveals towards attitudes to different ways of burial ritual as a whole and to its individual attributes. Key words: burial rites, ritual scenario, modem youth, socialization. ... И я понял, что эта вся печаль по поводу уход а человека, она связана с культурой. Антон, 22 г. Обретение нового опыта: переживание стресса Для понимания и прогнозирования проблем функционирования современной культуры погребения и способов сохранения памяти об умерших важную роль играет выявление отношения разных категорий населения к тем или иным практикам, а также анализ опыта участия в них. Особую группу составляет молодежь, как принимавшая участие в погребениях, так и не имеющая данного опыта, но обладающая определенными представлениями о соответствующих культурных нормах, не говоря уже об отношении к смерти [Лаврикова, 2010]. Мы основываемся на данных, полученных с помощью биографического метода, исследований случаев, материалах опросов, свободных и полуформализованных интервью (устных и письменных), взятых у представителей студенческой и работающей городской молодежи с высшим образованием 19-30 лет. Биографический опыт, связанный с участием в погребениях, и уровень знаний информантов в данной области значительно различаются. Участие лиц молодого возраста в погребении может рассматриваться как специфическая инициационная ситуация. В большинстве своем она возникает в случаях смерти родственников, «безвременного» ухода из жизни сверстников или в обстоятельствах общественно значимых похорон, для которых характерно широкое социальное представительство в масштабах локальной или профессиональной общности. Кроме того, молодые мужчины участвуют в похоронах знакомых и даже незнакомых людей (родственников друзей, коллег) в качестве «физической силы», и в этом случае они лучше осведомлены о технологических аспектах погребения. В силу того, что большинство городских жителей Мурманской обл. принадлежат к мобильным семьям, имеющим родственников в других регионах страны, многие дети, подростки, молодые люди впервые сталкиваются с погребально-поминальной культурой во время выездов в «родные места» в отпуск или на каникулы [Змеева, 2010; 2011]. Часто это сельская местность разных регионов России, что усиливает впечатление неординарности, «этнографичности» (экзотичности) соответствующих практик. 109
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz