Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))
тонь, как с самых выгодных статей, предназначались на уплату податей и мирских сборов [Ефименко, 1878: 44]. Каждый погост имел самостоятельное управление и входил в особое общество, которое саамы называли миром. Значение мира для общественной жизни саамов нашло отражение в саамской пословице: «Община - мир, не один- бо человек, - слово его крепко» [Ефименко, 1878: 55]. Все дела погоста - частные (семейные, судебные, тяжебные, кроме уголовных), а также общественные (управление доходами и расходами общества) - решались на мирском сходе (суйме), которому подчинялись все члены общины. Мирской совет образовывали старики и зажиточные жители погоста, так как, по объяснению А.Я.Ефименко, в глазах саамов преимущество людям дается летами и богатством [Там же: 55]. Уважением пользовались и те, кто помогал миру в общих нуждах. Главу семейства на сходе мог заменять старший сын. Под влиянием русских обычаев собрание саамского схода могло выбрать старосту [Волков, 1996: 51]. Любой член мира имел право собрать сход, если у него возникала такая необходимость. Интересно, что пропуском на собрание схода служил только один фактор - наличие «недвижимости» в данном погосте: вежи или тупы [Ефименко, 1878: 56]. К собранию не допускались женщины, даже в случае смерти или отсутствия домохозяина. В.И.Немирович-Данченко писал, что «лапландцы чрезвычайно любят свой парламент» [Немирович-Данченко, 1913: 82]. Осознание важности мирского схода для жизни саамов проявлялась как в особенностях их поведения на собрании и подготовке к нему («соберутся все в чистых платьях, начнут тихо»), так и в социально значимых поводах к собранию схода: «Суймы собираются при всех удобных случаях: нужно ли идти на охоту, отправляться ли на весенний промысел, платить подать, посылать ходоков в Колу, зарежут ли волки оленей, похитит ли лисица оленину из амбара, приедет ли священник, собирается ли куда-нибудь райда - суйма непременно сделает свое дело. На ее решения нет апелляции, они исполняются свято и ненарушимо» [Немирович- Данченко, 1913: 82-83]. Суйма выполняла не только функции исполнительной власти при избрании людей на общественные должности, распределении податей и повинностей, контролировании доходов с общих угодий и прочих делах, но и разбирала тяжбы и преступления среди саамов, которые редко обращались в официальный волостной суд, во-первых, из-за его территориальной удаленности, а во-вторых, из-за недоверия к русским чиновникам [Львов, 1903: 65]. Конечно, на сходе общества разбирались по большей части только незначительные дела: жалобы на убийство домашних оленей, на кражи, ссоры и драки [Там же: 66]. Случаи серьезных преступлений (например, убийства), которые, правда, были чрезвычайно редки в среде саамов, подпадали под юрисдикцию волостного суда. Этнографы отмечают, что между саамами одного общества ссоры происходили крайне редко. В случае разногласий проблема решалась на суйме, и ссорящихся в большинстве случаев заставляли мириться [Немирович-Данченко, 1913: 82]. Если обида или ущерб были нанесены членом другого мира, то виновного судил свой собственный мир, которому предъявлялась претензия от общества потерпевшего [Ефименко, 1878: 58]. Кроме суда схода у кольских саамов российские исследователи описывали так называемый третейский суд, когда из-за невозможности созвать 92
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz