Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))
что обусловило рождение поговорки «ижемец, как волк» [В-р, 1909: 45]. А.Я.Ефименко пишет о том, что саамы особенно часто нарушают имущественные границы в отношении оленей фильманов2, оправдывая себя поверьем, что «нет греха убить до десяти оленей фильманских или шведских» [Ефименко, 1878: 50]. Подобное преступление, по мнению исследовательницы, очень сильно развращает саамов из-за того, что фильманы не склонны к преследованию обидчиков, так как, во-первых, проживают изолированно от своих одноплеменников, что затрудняет выяснение отношений с ворами, а во-вторых, для крупных стад фильманских оленей воровство нескольких голов скота не составляет значительного ущерба [Там же: 51]. Все упомянутые противоречия в описании социальных качеств саамов и их взаимоотношений с соседями, встречающиеся в этнографических источниках XIX - начала XX вв., обусловлены тем, что большинство авторов этих трудов обходят вниманием особенности родового устройства у аборигенов Кольского полуострова, без объяснения которых невозможно обрисовать полную картину системы общественных отношений у кольских саамов. Существует объективная причина, по которой российские этнографы так мало пишут о родовых отношениях внутри группы кольских саамов. По словам Н.Н.Харузина, нет прямых свидетельств того, что они некогда жили родами, регулирующими их взаимоотношения [Харузин, 1890: 237]. Даже в «Записках о Московии» С. фон Герберштейна (XVI в.) не встречается информации о родовом устройстве саамского общества [Herberstain, 1975]. Причины исчезновения родового строя у саамов Н.Н. Харузин видит в распространении христианства и, особенно, в насаждении государственных законов, разрушивших систему традиционных общественных отношений [Харузин, 1890: 238]. Саамским языком была утрачена даже сама лексическая единица, обозначающая понятие «род» [Харузин, 1890: 246]. В XIX в. саамы использовали заимствованное из русского языка слово «руот» (роот), которым называли всех лиц, имеющих общего родоначальника, а также всю совокупность родственников [Там же: 246-247]. Не обнаружил саамского названия для обозначения рода и Н.Н.Волков, посчитавший, что для этого слова и не было необходимости при существующей у саамов богатой лексической группе, обозначающей все детали и степени родства [Волков, 1996: 50]. Тем не менее в саамской культуре остались следы прежнего родового устройства, к которым Н.Н.Харузин относит, например, обычай величать друг друга по отчеству, когда хотят проявить особое уважение [Харузин, 1890: 252], а также знание своей родословной и родоначальника, положившего начало фамилии [Там же: 247]. Одним из доказательств бывшего родового устройства у кольских саамов являются также тамги - родовые клейма. Кроме того, на пережитки родовых отношений указывают остатки почитания домашних духов, очага [Там же: 243] и поклонения сейду - родовому божеству, покровительствующему всему погосту (сийту) [Волков, 1996: 51]. А.Я.Ефименко пишет о родовом начале в регулировании семейных и общественных отношений в саамском обществе: главой семьи со всем имуществом и заработками ее членов является отец, от которого власть 2 Кочевые саамские племена, обитающие на границе северо-западной части Кольского полуострова, Норвегии и Финляндии. 89
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz