Труды КНЦ вып.19 (ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ вып. 6/2013(19))

профессиональный опыт известного историка, но является одновременно руководством для молодых исследователей и начинающих краеведов, то есть учебным пособием. «Записки», как пишет автор, это и «раздумья об историческом краеведении», и «исповедь мурманчанина перед земляками». Таким образом, перед нами пример рефлексии, направленной на деятельность историка определенного профиля и его место в науке. Определение и становление историка-краеведа А.А.Киселев часто подписывает свои публикации как «краевед», несмотря на то, что у него имеются значительно более определенные и официальные научные регалии. Так же поступал и его старший коллега, известный мурманский историк И.Ф.Ушаков. Ученики И.Ф.Ушакова и А.А.Киселева, имеющие высшее специальное образование, а тем более ученые степени, этого не делают. Автор «Записок» резонно заметил, что «само понятие «краевед» расплывчато, и каждый обыватель понимает его по-своему: я, например, горжусь, когда меня так называют, а другой - может обидеться» (с.54). Давая определение краеведа, А.А.Киселев, по существу предлагает идеальный образ, в котором соединены рационализм и нравственность, знания и умения: «Настоящий краевед - это человек, в котором, на мой взгляд, сочетаются: бесхитростная и бескорыстная любовь к своей Родине, отчему краю, родному дому; искреннее и традиционное уважение к предкам, их истории, труду, обычаям и «гробам»; солидные и постоянно пополняемые знания по истории, географии, литературе, биологии, геологии, экологии, экономике своего района, города, области, региона; умение видеть частное в общем и целое через составные элементы; философская логика и математический анализ, поэтическая (романтическая) душа и трезвый расчетливый разум; стремление изложить имеющийся краеведческий материал хорошим литературным языком и в оригинальном стиле» (с.44). Таким образом, комплекс требований предполагает, во-первых, локальную самоидентификацию «настоящего краеведа», во-вторых, определенный уровень образования, включающего литературные навыки. Краевед проходит путь становления, в процессе которого познавательная потребность, основанная на эмоциональных побуждениях, постепенно становится осознанной и превращается в стратегическую жизненную задачу. Подобная траектория характерна для биографий ученых- профессионалов, и ее иллюстрирует жизнеописание автора «Записок краеведа». Стараясь минимально прибегать к пересказу, отметим основные этапы становления ученого-краеведа как они могут быть выделены в данном конкретном случае. Ретроспективно оценивая истоки жизненного пути, А.А.Киселев связывает краеведческие занятия с детскими увлечениями: «первый, импульсивно-интуитивный шаг был сделан в школьные годы. Тогда я прикипел к этому делу душой (в мечтах)» (с.32). Примечательно, что «предначертание», «гены» (слова, использованные мемуаристом) ассоциируются преимущественно со свойствами личности, а не с культурной наследственностью и семейным фактором, поскольку родители, по замечанию автора, «не относились к деятелям интеллектуальной сферы». А.А.Киселев прошел войну, по окончании ее завершил среднее образование, начал партийную карьеру и одновременно занимался практической 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz